Челнок — торговец, закупающий товары широкого потребления оптом по более низким ценам, и реализущий их в розницу с наценкой.

Этимология

Данный вид предпринимателей назван челноками по аналогии с приспособлением для ткания — челноком, который в процессе работы перемещается от одного края полотна к другому. Вид деятельности таких предпринимателей также подразумевает их постоянные перемещения от места закупок товара до места их сбыта и далее по кругу.

Описание деятельности

Закупка товара, как правило, происходит на крупных оптовых рынках в стране проживания, либо в стране, где данный товар произведен (чаще всего Китай, Польша, Турция). Транспортировку товаров челноки осуществляют самостоятельно, с использованием практически всех видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный). Сбыт в розницу производится либо самостоятельно, либо через реализаторов (продавцов). Товары чаще всего являлись изделиями легкой промышленности, посудой, бытовой техникой и др. Ошибочно полагать, что челноки — это только мелкие торговцы. В 90-х годах ХХ века существовали предприниматели, перевозившие товар на специально нанятых автобусах, и имевших десятки торговых точек на рынках, зачастую оптовых.

Челноки на территории бывшего СССР

Распад СССР привел к резкому ухудшению экономической ситуации в бывших социалистических республиках. Вместе с тем у населения появилась возможность заниматься индивидуальным предпринимательством, и безпрепятственно выезжать за границу. Сохранившийся после распада СССР дефицит товаров широкого потребления и низкий уровень жизни способствовал вовлечению широких слоев населения в массовую неупорядоченую торговлю ширпотребом. Труд челнока был рискован и нелегок. Часто автобусы с челноками подвергались разбойным нападениям.

Предпринимателей грабили, зачастую убивали. При реализации товаров в розницу также происходили конфликты с другими предпринимателями, преступными элементами, проверяющими органами. С конца 1990-х данный сегмент рынка стал преобразовываться. Постепенно стало невыгодно самостоятельно осуществлять перевозку товаров, и количество челноков начало стремительно сокращаться. Особую роль сыграло то, что уровень жизни населения начал повышаться, и заниматься таким рискованным видом деятельности было готово все меньшее число населения.На данном этапе в крупных городах рыночная торговля приобрела более упорядоченный характер и челноков в них осталось ничтожно мало. Но в чуть более отдаленных регионах этот вид бизнеса распространен и сейчас.