Централизм (от лат. Centrum или centralis, т. Centralismo, англ. Centralism; нем. Zentralismus - сосредоточение, центральный) - система конкретных мероприятий политического или экономического управления или организации, при которой местные органы подчинены центральной власти, центру. Его содержанием выступает реализация принципа подчинения ниже подчиненного органа местной власти, высшем, который управляется из единого центра. Содержанием Ц. выступает реализация принципа четкого подчинения нижестоящего органа власти высшем, наличие в обществе одного центра, который жесткими, административными средствами регламентирует все политическая жизнь общества, подчиненных политико-властных структур и институтов. Централизм выступает как главный элемент самодержавной, абсолютиськой или тоталитарной политической системы, тем механизмом, который позволяет тоталитаризма реализовывать свое политическое господство. В такой системе централизм подменяется понятиями «эффективного управления» и «демократического централизма», которые положены в основу деятельности всех государственных, партийных или иных структур. В соответствии с принципом «демократического централизма», в обществе и государстве осуществляется выборность всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетность их народу, обязательность решений высших органов для низших, сочетание единого руководства с разрешенной инициативной творческой активностью на местах и ​​тому подобное. Иногда отмечается, что демократия без Ц. очень опасна и может привести к стихийному, неуправляемого развития, негативными ведомственными и местническими тенденциями. А централизм без демократии приводит к бюрократизации управления, застоя. Практика общественно-политического развития доказала, что ни один из отмеченных принципов «демократического централизма» в действительности не работал, был искажен до своей противоположности, неузнаваемости, фактически был обычным централизмом без демократии. Поэтому любая страна должна создать условия, предпосылки для воплощения в жизнь децентрализованного местного управления и управления, которое бы способствовало самостоятельному, ответственному и демократическому решению отдельных местных проблем.

Централизм в управлении

Централизм в управлении предполагает, что организация и деятельность исполнительных органов государства строится на принципах выборности органов государственной власти, подотчетности их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих, ответственности каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

По своей сути, централизм в управлении предполагает, с одной стороны, необходимую централизацию руководства с тем, чтобы не допустить ведомственных и территориальных тенденций, а с другой - развитие демократических основ управления и, прежде всего, инициативы на местах.

Централизм в управлении обусловлен значительной долей общегосударственной собственности в экономике государства, необходимостью сосредоточения в руках государства основных рычагов направляющего влияния на процессы, происходящие в различных отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и административно-политической жизни.

Этот принцип обеспечивает подчинение общегосударственным интересам деятельности всех звеньев аппарата государственного управления. В то же время, централизм, в современном понимании этого слова, предполагает возможность индивидуального выбора оптимальных способов и методов достижения единой общей цели каждым субъектом государственного управления.

Принцип централизма в государственном управлении предусматривает также сочетание коллегиальности и единоначалия. Коллегиальность означает коллективное обсуждение и решение важнейших вопросов государственного управления, а единоначалия - решение их непосредственно руководителем.

В системе государственного управления, с одной стороны, создаются коллегиальные или единоначальные органы, с другой - используются методы коллективного решения вопросов управления или единоличного распорядительства. При этом в коллегиальных органах возможно единоличное решение определенных вопросов, а в единоначальных органах широко используются коллегиальные формы работы при принятии решений (например, коллегии создаются во всех министерствах, которые являются единоначальные органами).

Коллегиальные формы решения вопросов используются при обсуждении и решении основных вопросов централизованного управления хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами, при осуществлении общегосударственной, межотраслевой, отраслевой и территориальной координации.

Единоличное распорядительство максимально связывается с решением текущих вопросов, с воплощением в жизнь коллективно оговоренных или принятых решений. Таким образом, роль единственно Начальство заключается в обеспечении необходимой дисциплины и организованности, ответственности за порученное дело, выполнение принятых решений, соблюдение приоритета общегосударственных интересов в деятельности отраслей управления и отдельных предприятий, учреждений, организаций.

В области управления внутренними делами граждане участвуют в охране общественного порядка и в борьбе с правонарушениями как индивидуально, так и коллективно. Участие граждан в управлении внутренними делами проявляется в таких организационных формах, как добровольные народные дружины (муниципальные жены), товарищеские суды, советы профилактики правонарушений и т.д.