Цеховик — подпольный предприниматель в СССР. Феномен подпольности заключался в том, что официально ни организовать предприятие, ни продавать произведённую на подпольном предприятии продукцию было невозможно. Поэтому цеховики нашли выход — официальной государственной структурой производилась подпольная продукция и неофициальной теневой структурой эта продукция продавалась. Или наоборот.

Короткий вариант, при котором всё было полностью нелегальным, слишком легко вылавливался органами по БХСС. Цеховик никогда не играл с государством честно, государственная собственность путем необоснованного списания материальных ценностей в производство давала излишки для производства неучтёнки. Деньги зарабатывались путём составления поддельных актов о списании, уничтожении фактически пригодных материалов, сырья и многими другими способами. Подпольные бизнесмены в «белых воротничках» создавали на предприятии неучтенные материальные ценности, которые затем превращали в неучтённую продукцию и сбывали её через государственные торговые организации. Дополнительную продукцию, как правило, изготавливали рабочие того же предприятия. В большинстве случаев они не знали, что их труд используется в корыстных целях «цеховиками».

Цеховиком принято было называть предпринимателя, который всё-таки организовывал бизнес процесс. Банальное — списал, вынес, толкнул, шло по другой статье.

Парадокс был в том, что выполнение предприятиями официальных норм и правил было юридически невозможно, а экономически невыгодно. Деятельность цеховиков тесно переплеталась с понятием бартер, толкач и так далее. Ведь предприятие не всегда могло официально закупить необходимое сырьё и официально продать произведённый продукт.

Подпольность такой деятельности автоматически подразумевала крышу, причём как от организованной преступности, так и от официальных государственных лиц.