Procter & Gamble Co.
Тип публичная компания
Листинг на бирже NYSE: PG
Основатели William Procter и James Gamble
Расположение Procter and Gamble Цинциннати
Ключевые фигуры Алан Лафли (председатель совета директоров, генеральный директор и президент)
Отрасль производство потребительских товаров
Оборот ▲ $83,503 млрд (фин. год, закончившийся 30 июня 2008)
Операционная прибыль ▲13 441 000 000 $ (2016)
Чистая прибыль ▲ $12,075 млрд (фин. год, закончившийся 30 июня 2008)
Активы ▼127 136 000 000 $ (30 июня 2016)
Число сотрудников 138 тыс. человек
Дочерние компании Gillette, Ferrara Candy Company, Braun, Wella AG, Clairol, Procter & Gamble — Rakona, Procter & Gamble (Belgium), Procter & Gamble (Germany) и Procter & Gamble (France)

Procter & Gamble Co. (Проктэр энд Гэмбл), P&G (NYSE: PG) — американская компания, один из лидеров мирового рынка потребительских товаров. Входит в список Fortune 1000 по итогам 2005 года (25-е место). Штаб-квартира — в Цинциннати, штат Огайо.

Основана свечником Уильямом Проктером и мыловаром Джеймсом Гэмблом. Уже в 1859 году продажи компании достигли $1 млн. В ходе Гражданской войны в США P&G получила значительные контракты на поставку свечей и мыла армии северян.

В 2003 г. купила немецкую компанию Wella, которая производит средства для ухода за волосами, краски для волос. В январе 2005 года Procter & Gamble объявила о поглощении компании Gillette; стоимость сделки составила $56 млрд. В результате этой покупки P&G стала крупнейшей в мире компанией по выпуску потребительских товаров, обогнав Unilever.

Procter and Gamble
Штаб-квартира P&G в Цинциннати

Собственники и руководство

Компания является публичной, её акции обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже и принимаются при расчёте промышленного индекса Доу-Джонса. Рыночная капитализация P&G на 25 сентября 2006 года — около $196 млрд (по этому показателю компания входит в первую двадцатку мировых компаний).

Председатель совета директоров, генеральный директор и президент компании — Алан Лафли (Alan G. Lafley).

Деятельность

На 1 июня 2006 в компании действовало три основных направления деятельности:

  • P&G Beauty & Health («красота и здоровье»)
  • P&G Household Care («товары для дома»)
  • Global Gillette

Основные бренды компании: моющие и чистящие средства Tide, Ariel, «Миф», Ace, Mr. Clean, Lenor, Comet, Fairy Oxi, Mr. Proper, Dreft, детские подгузники Pampers, средства женской гигиены Always, Alldays, Tampax, Discreet, Naturella, средства для ухода за волосами Wash & Go, Head & Shoulders, Pantene, Shamtu, Herbal Essense, Wella, Londa, средства для ухода за телом и парфюмерия Camay, Safeguard, Secret, Old Spice, Olay, Hugo Boss (по лицензии Hugo Boss AG), Dolce&Gabbana, Gucci, Mexx, Baldessarini, средства для ухода за полостью рта Blend-a-Med, Oral-B, Crest, косметические средства Cover Girl, Max Factor, чипсы Pringles, бритвы Gillette, Venus, батарейки Duracell, бытовая техника Braun, кофе Folgers, соки, корма для животных и многое другое.

Показатели деятельности

Общая численность персонала компании — около 130 тыс. сотрудников в 80 странах. В финансовом году, закончившемся 30 июня 2008, выручка Procter & Gamble составила $83,5 млрд (в предыдущем году — $76,5 млрд), чистая прибыль — $12,1 млрд (в предыдущем году — $10,3 млрд).

Капитализация компании достигает почти $218 млрд.

47 % годового оборота приходится на категорию товаров для дома и семьи, в которую входят бытовая химия, подгузники, продукты и корма для животных. Около 28 % приходится на направление beauty (декоративная косметика, дезодоранты, парфюмерия, средства для волос, по уходу за кожей, бритвенные системы).

Procter & Gamble занимает 10 % глобального косметического рынка.

Procter & Gamble в России

Procter & Gamble является одним из крупнейших иностранных инвесторов в российскую экономику, работая в нашей стране с 1991. Компании принадлежит комбинат бытовой химии в Новомосковске (Тульская область), крупнейшее в мире производство P&G; завод «Капелла» в Дзержинске (Нижегородская область), а также фабрика Gillette в Санкт-Петербурге.

Компания имеет 4 офиса в Москве и 4 региональных представительства (в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на Дону и Екатеринбурге).

По словам руководителя компании, выручка от продаж Procter & Gamble в России превышает $1 млрд в год (на 2008 г. — уже $2 млрд). ,

Годовой оборот в России в 2006 году на рынке парфюмерии составляет порядка $60 млн в оптовых ценах или $135 млн в розничных.

На рынке моющих средств Procter & Gamble в России занимает более 40 %, на рынке детской гигиены — 50 %, на рынке бритв — 70 %, женской гигиены — 30 %.

Эмблема компании

Procter & Gamble столкнулась с неожиданным муссированием своего имени в 80-х годах XX века, когда в американском обществе стали распространяться легенды о том, что тогдашняя эмблема компании являлась сатанистским символом. Такое мнение высказывалось на одной из трактовок текста из Библии (Откровение Иоанна Богослова, 12:1):

«And there appeared a great wonder in heaven; a woman clothed with the sun, and the moon under her feet, and upon her head a crown of twelve stars»

Несмотря на то, что на эмблеме изображён мужчина, а не женщина, и 13 звёзд вместо 12, среди населения передавалась легенда о том, что здесь зашифрованы сатанистские символы.

Также одно время циркулировал слух о том, что якобы президент Procter & Gamble выступил в телевизионном шоу Фила Донахью с рассказом о том, что он является членом секты сатанистов, и это отражено в логотипе компании. Естественно, эти слухи не имели под собой основания — руководитель P&G никогда не участвовал в данном телешоу и не делал подобных заявлений.

В итоге, несмотря на то, что сторонниками «версии сатанизма» не было предоставлено никаких доказательств этого, P&G, дабы избежать ненужной шумихи сменила эмблему на нынешнюю, представляющую собой лишь две первые буквы названия. В то же время, прежняя эмблема продолжает появляться в конце каждого телевизионного рекламного ролика компании в Гонконге и Китае. Также старое лого все ещё изображается на картонных коробках, в которых Procter & Gamble поставляет свою продукцию в магазины.

Мыльные оперы

В 1930-е годы Procter & Gamble финансировала первые появившиеся в США радиосериалы. В дальнейшем, с появлением телевидения, компания была спонсором большинства выпускавшихся в то время телесериалов, среди которых «Another World», «As the World Turns», «Guiding Light» и др. Именно благодаря участию Procter & Gamble сериалы получили название «Мыльных опер».

Procter & Gamble и сейчас участвует в создании медиапродукции; этим занимается подразделение корпорации под названием Procter & Gamble Productions.

Компания Procter & Gamble является крупнейшим рекламодателем на российском рекламном рынке. За первые десять месяцев 2007 года Procter & Gamble выкупила почти 9,5 % всего рекламного объема «Первого канала».

Критика

Procter & Gamble за использование животных при разработке и тестировании продукции . Procter & Gamble совместно с Гуманным обществом Соединённых Штатов (The Humane Society of the United States (HSUS))занимается пропагандой альтернативных методов тестирования без участия животных. Является спонсором ежегодного Всемирного Конгресса по Альтернативам. Не смотря на это проходят компании публичных протестов, которая ведётся, «Stop Animal Exploitation Now» в США совместно с британской национальной организации «Uncaged Campaigns», и «Центром защиты прав животных Вита» в России. Они выступают против вивисекции и призывают к бойкоту Procter & Gamble за использование животных при разработке и тестировании продукции. В связи с этим ежегодно в конце мая в ряде стран проводится день действий против этой компании.

В 2001 году крупные иностранные производители (особенно в сфере товаров широкого потребления) на российском рынке пытались максимально контролировать дистрибьюторов, в том числе требуя от них отказа от продажи продукции конкурентов, в том числе и Procter & Gamble и её подразделение Gillette.

Компания Procter & Gamble финансировала программу «О Тебе» («Изменения») проводимую Российской ассоциацией «Планирование семьи», против которой состоялся судебный процесс в Кировском районном суде г. С-Петербург.