British Airways
British Airways
ИАТА: BA ИКА: ОBAW, SHT, XMS Позывной: SPEEDBIRD, SHUTTLE, SANTA
Дата основания 1924 (как Imperial Airways)
Хабы ХитроуГатвик
Альянс Oneworld
Размер флота 235 (52 заказано) (14-й)
Материнская компания International Airlines Group
Дочерние компании OpenSkies, DBA, BA Connect, Go Fly, Air Liberté, L'Avion, British Airways Limited, Caledonian Airways и CityFlyer Express
Штаб-квартира British Airways Лондон, Англия, Великобритания

«Бритиш Эйрвейз» (British Airways plc) (LSE: BAY, NYSE: BAB) — крупнейшая авиакомпания и национальный авиаперевозчик Великобритании, одна из крупнейших в Европе. Основные пересадочные узлы — Хитроу и Гатвик. «Бритиш Эйрвейз» обладает лицензией типа А, то есть имеет право на перевозки пассажиров, грузов и почты на самолётах с 20 и более пассажирскими креслами. «Бритиш Эйрвейз» — член авиационного альянса Oneworld.

31 марта 1924 четыре крупнейшие авиакомпании Великобритании — «Инстон Эйрлайн», «Хэндлей Пейдж Транспорт», «Даймлер Эйрвейз» (преемник AT&T) и «Бритиш Эйр Марин Нэвигейшн» — слились, чтобы сформировать «Империэл Эйрвейз», которая должна была развивать воздушное сообщение между центром Британской империи и дальними владениями и колониями, такими как Австралия и Африка.

В то время большое количество небольших британских авиакомпаний также начали свою деятельность. В 1935 году они слились, чтобы сформировать крупную частную авиакомпанию «Бритиш Эйрвейз Лтд». По решению Правительства, «Империэл Эйрвейз» и «Бритиш Эйрвейз Лтд» были национализированы в 1939, образовав новую компанию — «Бритиш Оверсиз Эйрвейз Корпорейшн» (БОАК). Послевоенная БОАК продолжала обеспечивать перевозки на маршруты большой протяжённости, кроме южноамериканского направления (это направления обеспечивали «Бритиш Саус Америкэн Эйрвейз», которые слились с БОАК в 1949). Континентальная Европа и внутренние рейсы обслуживались новой национализированной авиакоманией, «Бритиш Европеан Эйрвейз» (БЕА), которая получила маршруты существующих британских независимых авиалиний.

В 1952 БОАК начала рейсы на новом самолёте «Де Хавилланд Комета» в Йоханнесбург, сократив время перелёта вдвое. Стал приобретать огромную популярность туризм выходного дня, что привело в большим изменениям в работе авиакомпаний. БЕА приняла вызов, учредив компанию «БЕА Эйртурз» в 1970 году. В 1972 БОАК и БЕА были объединены под только что созданным Правлением Британских Авиалиний, к 1974 создав «Бритиш Эйрвейз» во время правления Дэвида Николсона. «Бритиш Эйрвейз», одновременно с «Эйр Франс», впервые начали коммерческие рейсы на сверхзвуковых пассажирских самолётах «Конкорд» в январе 1976.

Приватизация

Сэр Джон Кинг, впоследствии лорд Кинг, был назначен Председателем в 1981; ему была поставлена задача подготовить авиакомпанию к приватизации. Кинг нанял на работу Колина Маршалла на должность Главного исполнительного директора в 1983. В заслуги Кинга приписывают превращение убыточного гиганта в одного из наиболее прибыльных авиаперевозчиков, превращение компании во «Всемирно любимую авиакомпанию», в то время как многие крупные авиакомпании находились в кризисе. Флот авиакомпании и маршрутная сетка были реорганизованы в начале работы Кинга; для смены имиджа компании и марки была привлечена команда экспертов. Свыше 23,000 рабочих мест были сокращены в начале 1980-х, хотя Кинг предпринимал различные меры для поднятия морального духа персонала и оптимизации бизнес-процессов в то же самое время. Предложение щедрых отступных для людей, покидающих компанию, привело к рекордным убыткам в сумме 545 миллионов фунтов стерлингов, которые были покрыты за счёт налогоплательщиков, но в будущем значительно увеличило стоимость компании при приватизации.

Национальный перевозчик был приватизирован, и его акции стали торговаться на Лондонской фондовой бирже в феврале 1987. Начальное предложение в результате торгов было увеличено в 11 раз. В апреле 1988 «Бритиш Эйрвейз» поглотили авиакомпанию «Бритиш Каледониан», а в 1992 была поглощена ещё одна британская авиакомпания, «Дан-Эйр», которая базировалась в Гатвике.

«Грязные трюки»

Вскоре после приватизации «Бритиш Эйрвейз» авиакомпания Ричарда Брэнсона «Вирджин Атлантик Эйрвейз», которая начала свою деятельность с полётов на одном «Боинге-747» в 1984, стала конкурировать с «Бритиш Эйрвейз» на самых прибыльных маршрутах. После того, как «Вирджин Атлантик» доставила домой заложников из Ирака в 1991, получила общественный резонанс, Кинг сказал Маршаллу и директору по связям с общественностью Дэвиду Бернсайду что надо «что-то делать с Брэнсоном». Этим началась кампания «грязных трюков», которая закончилась предъявлением иска Брэнсона Кингу и British Airways за клевету в 1992. Кинг выдвинул встречное обвинение Брэнсону, и судебное разбирательство затянулось до 1993. «Бритиш Эйрвейз», понимая, что дело идёт не в их пользу, предложили 500 тыс. ф. ст. отступных Брэнсону и 110 тыс. ф. ст. его авиакомпании; в дальнейшем «Бритиш Эйрвейз» должны были заплатить до 3 млн. ф. ст. налогов и сборов. Брэнсон разделил компенсацию между своими сотрудниками, назвав её «БЭ Бонус» («BA Bonus»).

Назначения и открытие дочерних авиакомпаний

В 1990-е «Бритиш Эйрвейз» стала самой прибыльной в мире авиакомпанией; её лозунг стал «Всемирная Любимая Авиакомпания». В 1992 «Бритиш Эйрвейз» купили небольшого немецкого регионального перевозчика «Дельта Эйр Транспорт», переименовав его в «Дойче БЭ». К тому времени, когда это подразделение было продано в июне 2003, «Дельта Эйр Транспорт» эксплуатировал 16 «Боингов-737» и был вторым по размеру немецким авиаперевозчиком после «Люфтганзы».

Лорд Кинг ушёл с поста Председателя в 1993, его заменил бывший заместитель Колин Маршалл, который объединил функции Главного исполнительного директора и Председателя. Боб Айлинг, который позднее занял должность Главного исполнительного директора, был назначен исполнительным директором при Маршалле. Лорд Кинг был назначен Президентом, он определённо заслужил эту должность, затем, в 1997-м, он стал почётным Президентом и был им до своей смерти в июле 2005.

В 1995 «Бритиш Эйрвейз» создали «Бритиш Азия Эйрвейз», дочернее предприятие, базирующееся на Тайване, для организации рейсов между Лондоном и Тайпеем. По политическим причинам «Бритиш Азия Эйрвейз» имели не только другое название, но и их самолёты имели другую раскраску, флаг Великобритании был заменён на китайские мотивы. Многие авиакомпании последовали этой же практике, например австралийская КВАНТАС на тайваньских линиях называлась «Australia Asia Airways», а дочернее предприятие КЛМ — «KLM Asia». «Бритиш Азия Эйрвейз» прекратили существование в 2001 г., когда рейсы были прекращены из-за их низкой доходности.

Боб Айлинг

В 1996, когда «Бритиш Эйрвейз» возглавил новый исполнительный директор Боб Айлинг, начался сложный период для компании. Ужесточение конкуренции, высокие цены на нефть и рост курса фунта стерлингов обусловили падение прибыли. Возник конфликт между менеджментом и профсоюзами, и его преодоление обошлось компании в сотни миллионов фунтов стерлингов. В 1997 Боб Айлинг заменил традиционный флаг Великобритании на хвостах самолётов на национальные мотивы, целью этой акции было изменение имиджа компании как строго национального перевозчика Великобритании в сторону более космополитичного образа. Этот шаг не имел успеха, и Боб Айлинг приостановил этот процесс, объявив, что флот будет иметь два типа окраски; половина — с флагом Великобритании, другая половина — с национальными мотивами. Айлинг пришлось доказывать неподсудность компании антитрестовскому законодательству, но дело было проиграно, и компании пришлось пожертвовать частью слотов в Хитроу.

Позитивным результатом работы Боба Айлинга стало получение прибыли в размере 750 млн фунтов стерлингов и учреждение успешной, хотя и субсидируемой авиакомпании, Go в 1998. Go была лоу-кост перевозчиком и должна была занять нишу в бюджетном сегменте. Через четыре года после начала деятельности компания была продана венчурному фонду 3i и впоследствии слилась с «ИзиДжет». Айлинг также занимался реструктуризацией флота, заменив заказы на более вместительные Боинги-747-400 в пользу более экономичного «Боинга-777», а также обновил среднемагистральный флот «Бритиш Эйрвейз», приобретя самолёты семейства «Аэробус-319»/320/321.

Род Эддингтон

В 1999 «Бритиш Эйрвейз» сообщили о 50%-м падении прибыли, худшем результате со времени приватизации. В марте 2000 Боб Айлинг был смещён со своей должности. Через 2 месяца его заменил Род Эддингтон. Эддингтон стал проводить политику сокращения рабочих мест, наибольшего размаха эти мероприятия достигли в 2001 после печально известных террористических атак 11 сентября.

8 сентября 2004 «Бритиш Эйрвейз» объявила о продаже своей 18.5 % доле в КВАНТАСе при сохранении партнёрства в операционной деятельности (в том числе в разделении доходов), в том числе на так называемых рейсах Кенгуру. Таким образом компания заработала 425 млн £, которые были направлены на сокращение задолженностей компании.

Маршалл, который стал пожизненным пэром в 1998, ушёл с должности Председателя Правления в июле 2004, и этот пост занял Мартин Брайтон, бывший Председатель Правления «Бритиш Америкэн Тобакко». 8 марта 2005, Брайтон объявил, что бывший Главный исполнительный директор «Аер Лингус» Вилли Уолш займёт кресло Рода Эддингтона в сентябре 2005 г.

Вилли Уолш

В сентябре 2005 года новый Главный исполнительный директор Вилли Уолш объявил о крупных изменениях в управлении «Бритиш Эйрвейз», которые должны были сэкономить 300£ млн в 2008, и о начале эксплуатации Терминала 5 в Хитроу. Также была анонсирована продажа «БЭ Коннект» компании «Флайб», в связи с чем Уолш заявил: «Несмотря на хорошие результаты работы команды „БЭ Коннект“, мы не видим перспектив повышения её доходности в нынешнем состоянии». «Бритиш Эйрвейз» сохранили 15%-ю долю во «Флайб» по завершению сделки.

С 2004 «Бритиш Эйрвейз» позиционирует себя как авиакомпания с полным сервисным обслуживанием на внутренних рейсах (в том числе использование крупных аэропортов, бесплатное питание и напитки). Таким образом, «Бритиш Эйрвейз» ориентирована на клиентов, которые готовы платить за полное обслуживание, в отличие от клиентов операторов, предлагающих экономиные билеты.

Флот

За исключением «Боингов-707» и «Боингов-747», полученных от БОАК, авиакомпания в 1972-4 использовала технику британского производства. «Бритиш Эйрвейз» ввела в свой флот «Боинги-757» и «Боинги-737» только в 1980-х, а затем в 1990-х были приобретены «Боинги-747-400», «Боинги-767» и «Боинги-777». Однако, за исключением 29 из 777 единиц техники, самолёты были оснащены двигателями «Роллс-Ройс» британского производства (в частности, «Роллс-Ройс Трент-800» на «Боингах-777», РБ-211-524 на 747—400 и 767 а также РБ-211-535 на 757—200). Эта традиция идёт с 1960-х, когда БОАК заказывала «Боинг-707» — важным условием контракта была установка двигателей «Роллс-Ройс» на новые самолёты. «Бритиш Эйрвейз» также унаследовала от БОАК код покупателя «Боинга» — 36, поэтому модификации для «Бритиш Эйрвейз» имеют этот номер, например 737—236, 747—436, 777—236.

Несмотря на то что «Бритиш Эйрвейз» эксплуатировали большой флот «Боингов», авиакомпания всегда использовала и другие самолёты. Самолёты британского производства были получены от БЕА (например, «Тридент») и БОАК (например, «Виккерс Ви-Си-10»), а в 1980-х авиакомпания закупала «Локхид Тристар». В 1980-х были приобретены от «Бритиш Калединиан эйрвейз» «Макдоннел Дуглас Ди-Си-10» и «Аэробус-320». В конце 1990-х «Бритиш Эйрвейз» разместила самостоятельный заказ «Аэробусу» на более 100 A320/A319 для замены стареющего флота «Боингов-737». В сентябре 2007 «Бритиш Эйрвейз» разместили первый заказ на самые крупные самолёты «Аэробуса», 12 А-380 с опционом ещё на 7 единиц.

Только две компании — «Бритиш Эйрвейз» и «Эйр Франс» — были эксплуатантами сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд». «Конкорд» соединял Хитроу с Нью-Йорк (JFK) (хотя изначально планировалось его использовать на рейсах из Лондона в Бахрейн). Изначально «Конкорд» был финансовым бременем, навязанный национальному перевозчику его Правительством, он часто подвергался критике. Однако лорд Кинг видел в «Конкорде» важный символ «Бритиш Эйрвейз». «Бритиш Эйрвейз» использовал «Конкорд» для того, чтобы привлекать бизнес-клиентов, произведя несколько модернизаций вариант этого самолёта с целью создания лучших условий именно этой категории пассажиров — ключевой фактор в борьбе с конкурентами на трансатлантических линиях.

После парижской катастрофы в 2000 г., террористических атак 2001 года и роста затрат на топливо и содержание, использование «Конкордов» было ограничено несмотря на дорогостоящую модернизацию после катастрофы. 10 апреля 2003 было объявлено, что к 24 октября 2003 эксплуатация этого самолёта прекратится. Последним рейсом для «Конкорда» стал рейс из Лондона в Барбадос 30 августа 2003. Авиакомпании всё ещё принадлежит 8 «Конкордов», которые находятся на долговременном хранении в музеях Великобритании, США и Барбадоса.

Флот «Бритиш Эйрвейз» по состоянию на сентябрь 2007:

По состоянию на март 2007 средний возраст флота «Бритиш Эйрвейз» составлял 9,8 лет.

«Бритиш Эйрвейз» предлагают от трёх до четырёх вариантов обслуживания пассажиров на дальних маршрутах: «Ворлд трэвеллер» (Эконом-класс), «Ворлд Трэвеллер Плюс» (Премиум эконом-класс) и «Клуб Ворлд» (Бизнес-класс) присутствуют всегда. Все «Боинги-747» и большая часть «Боингов-777» также предлагают первый класс.

Используемые модели самолётов

Авиакомпания использовала следующие модели самолётов (с датой начала эксплуатации):

  • 1974 — «БАК-1-11»
  • 1974 — «Боинг-747—100»
  • 1974 — «Хоккер Сидделей Тридент»
  • 1974 — «Виккерс Ви-Си-10»
  • 1974 — «Локхид Тристар»
  • 1976 — «Конкорд»
  • 1977 — «Боинг-747—200»
  • 1980 — «Боинг-737—200»
  • 1980 — «Локхид тристар 500»
  • 1983 — «Боинг-757-200»
  • 1988 — «Макдоннел Дуглас Ди-Си-10»
  • 1988 — «Аэробус-320-100»
  • 1989 — «Боинг-747-400»
  • 1990 — «Боинг-767-300»
  • 1991 — «Боинг-737-400»
  • 1997 — «Боинг-777-200»
  • 1999 — «Аэробус-319»
  • 2000 — «Боинг-737-500»
  • 2001 — «Боинг-737-300»
  • 2002 — «Аэробус-320-200»
  • 2004 — «Аэробус-321»

Планы развития

«Бритиш Эйрвейз»заключили 32 опциона на самолёты производства «Аэробус», по которым могут быть приобретены любые модели семейства A320. Кроме того, подтверждены заказы на 10 самолётов «Боинг-777».

18 мая 2007, «Бритиш Эйрвейз» подтвердили размещение заказа на 8 новых самолётов «Аэробус-320». Заказанная техника начнёт поступать в 2008 году. Она предназначена для замены А319 и стареющих «Боингов-737»-300/500, договора на лизинг которых к моменту поставок истекут.

27 марта 2007, «Бритиш Эйрвейз» разместили заказ на 4 «Боинга-777-200ЕР» с опционом ещё на 4 самолёта. По словам представителей компании, эти самолёты предназначены для развития сети. Первая партия Boeing 777 для «Бритиш Эйрвейз» будет оснащена двигателями «Джерерал Электрик 90», однако на всех последующих будут стоять двигатели производства «Роллс-Ройс Трент-800».

27 сентября 2007, «Бритиш Эйрлайнз» объявили о крупнейшем заказе с 1998 года — 36 новых дальнемагистральных самолёта. Компания заказала 12 A380 с опционом ещё на 7, и 24 «Боинга-787» с опционом ещё на 18. Двигатели производства «Роллс-Ройс» будут стоять на всех заказанных самолётах, A380 будут оснащены «Роллс-Ройс Трент-900», а «Боинги-787» — «Трент-1000». Новая техника будет вводиться в эксплуатацию с 2010 по 2014. «Боинги-787» заменят 14 из «Боингов-767», а «Аэробус-380» — 20 из самых старых «Боингов-747»-400. и будут использоваться на самых дальних рейсах в Бангкок, Кейптаун, Гонконг, Йоханнесбург, Сингапур и Сидней из Лондонского Хитроу.

Следующий заказ «Бритиш Эйрвейз» ожидается в 2008 или 2009 годах. Ожидается, что будут заказаны самолёты для замены 37 из оставшихся «Боингов-747—400». Основными кандидатами считаются «Аэробус-350»XWB, перспективный «Боинг-787»-10 и «Боинг-777»-300ЕР.

Новая раскраска хвостов

British Airways
Boeing 767 British Airways с хвостом в этнической раскраске.
British Airways
Специальная раскраска Blue Peter в честь телепередачи ВВС на Boeing 757-200

С момента формирования современной «Бритиш Эйрвейз» в 1974, хвост самолётов авиакомпании украшал флаг Великобритании. Оригинальная раскраска затем была заменена новую схему, с преобладающим тёмно-синим цветом и гербом «Бритиш Эйрвейз». 10 июня 1997 была введена новая раскраска хвостов самолётов — абстрактные изображения, предметы посуды или иероглифы в зависимости от того, на каком направлении работает воздушное судно. Также самолёты получили новые собственные названия. Эти изменения создали определённые проблемы для авиадиспетчеров: стало гораздо сложнее определять самолёты British Airways на подлёте к аэропорту.

Нововведение вызвало негативную реакцию в Британии. Маргарет Тэтчер весьма критично отзывалась о новой раскраске «Бритиш Эйрвейз», сравнив её с авиакомпанией третьего мира. «Мы летаем под британским флагом, а не под этими ужасными штуками», — сказала она.

6 июня 1999, исполнительный директор компании Боб Айлинг объявил, что все самолёты авиакомпании будут украшены в флагом Великобритании, на основе окраски «Конкорда».

Катастрофы

  • 10 сентября 1976 «Тридент-3»B «Бритиш Эйрвейз» рейс 476, направлявшийся из Хитроу в Стамбул, столкнулся в воздухе с DC-9 авиакомпании «Инекс Адриа» около Загреба, СФРЮ. Все 54 пассажиров и 9 членов экипажа самолёта погибли.