Amway
Amway
Тип Частная компания
Основатели Девос, Ричард М. и Джей Ван Андел
Расположение Amway Эйда, штат Мичиган (США)
Отрасль Прямые продажи
Продукция потребительские товары
Операционная прибыль 9,5 млрд. $
Число сотрудников 666 чел.
Материнская компания Alticor

Amway (сокр. от англ. American Way of Life — «американский образ жизни») — компания в США, входящая с 2000 года в корпорацию Alticor. Компания продаёт средства личной гигиены, бытовой химии, косметические средства, биологически активные добавки к пище и другие товары. Для продвижения товаров используются технологии прямых продаж и сетевого маркетинга с многоуровневой системой компенсаций.

  • 1964 — 1 января Amway Sales Corporation, Amway Service Corporation, и Amway Manufacturing Corporation были объединены в Amway.
  • 1971 — открыт первый рынок за пределами континента — в Австралии.
  • 1972 — Amway покупает контрольный пакет Nutrilite Products, Inc.
  • 1973 — открытие первого рынка в Европе — Великобритания и Республика Ирландия.
  • 1974 — открытие первого рынка в Азии — Гонконг (сейчас ОАР КНР Сянган).
  • 1979 — Федеральная Торговая Комиссия США (англ.) объявила, что план продаж и маркетинга Amway является законным.
  • 1989 — количество распространителей превысило 1 млн человек.
  • 1997 — количество распространителей превысило 3 млн человек.
  • 1997 — открытие первого рынка в Африке — ЮАР.
  • 1999 — 1 сентября на базе филиалов Amway в США и Канаде создана интернет-компания Quixtar.
  • 2000 — вошла в состав вновь созданной материнской компании Alticor.
  • 2005 — 15 марта открыт рынок в России.
  • 2008 — в марте открыт 58-й международный рынок Amway во Вьетнаме.
  • 2009 — завершен переход с бренда Quixtar на бренд Amway Global.

По оценке журнала Forbes, с 1996 по 2000 год компания Amway достигла следующих результатов:

Год Товарооборот, млрд. долл. Рейтинг среди частных компаний США Численность персонала
1996 5,352 24 14 000
1997 5,78 22 13 000
1998 2,9 41 14 000
1999 3,0 37 10 000
2000 3,5 39 8 200

В данный момент компанией управляет второе поколение основателей. Это Даг ДеВос и Стив Ван Андел.

Показатели деятельности Amway в России

По данным рейтинга Финанс-500 российское подразделение Amway — ООО «Амвэй» — достигло следующих показателей в 2008 (в сравнении с 2007 годом):

Место/Изменение Выручка в 2008 г., млрд руб./Динамика, % Операционная прибыль в 2008 г., млрд руб./Динамика, % Чистая прибыль в 2008 г., млрд руб./Динамика, % Активы в 2008 г., млрд руб./Динамика, % Собственный капитал в 2008 г., млрд руб./Динамика, %
360/+33 14,924/+31 0,327/-78 −0,309 3,629/+39 0,096/-83

Как сообщил в своём официальном пресс-релизе ООО «Амвэй» в первом полугодии число дистрибьюторов бизнеса Amway в России увеличилось на 24%, уровень продаж снизился на 29,9 миллиона рублей по сравнению с первым полугодием 2008 года.

Продукция

На российском рынке представлена продукция Amway следующих направлений и брендов:

  • Уход за домом:

    • Уход за бельем: SA8;
    • Уход за домом: L.O.C., L.O.C. PLUS;
    • Мытье посуды: DISH DROPS;
    • Средства по уходу за автомобилем: Car Wash, Silicon Glase;
  • Красота:
    • Уход за кожей, декоративная косметика: ARTISTRY, Beautycycle;
    • Уход за волосами: SATINIQUE, PROTIQUE
    • Для мужчин:
      • Для бритья HYMM;
      • Туалетная вода Tolsom;
    • Уход за полостью рта: GLISTER;
    • Уход за телом: BODY SERIES;
    • Парфюмерная продукция AMWAY;
  • Биологически активные добавки к пище:
    • Nutrilite*
  • Кухонная посуда и принадлежности iCook

*БАД к пище Нутрилайт, поставляемые в Россию, не содержат ГМО, что засвидетельствовано Роспотребнадзором.
В январе 2009 года компания Amway отозвала около 530 000 батончиков (различных вкусов) Nutrilite energy bars и Amway XS energy bars, в связи с тем, что поставщик сырья — арахисовой пасты, Американская арахисовая корпорация, — отозвала свою продукцию, так как она могла быть инфицирована сальмонеллой.

По мнению компании Amway, «Согласно тестам, проводимым во всём мире, продукция Amway оценивается достаточно высоко… Цены на нашу продукцию являются конкурентоспособными и имеют преимущественное соотношение цены и качества». Марк Канингхэм, королевский адвокат, представлявший истца, Департамент по контролю за бизнесом, предпринимательством и реформами управления, на процессе против Amway(UK) заявил: «цены на подавляющее большинство продуктов, предлагаемых Amway его агентам, завышены даже до того, как они, предположительно, добавят наценку в 20-25 % для розничной продажи» . После четырёх лет работы на российском рынке цены на продукцию в России были повышены: в марте 2009 года на 9%, в сентябре 2009 года — на 3,2%.

Принципы бизнеса

Бизнес Amway состоит в организации продаж товаров партнёрами компании, называемых в России НПА (независимые предприниматели Амвэй), или AIE (Amway Independent Enterpreneur), в некоторых странах IBO (Independent Business Owner, независимые владельцы бизнеса), ABO(Amway Business Owner, владелец бизнеса Amway), которые потребляют продукцию сами и осуществляют продажи продукции конечным потребителям.

Продукцию, предлагаемую Amway, можно приобрести только с помощью НПА, продукцию Nutrilite в России в торговых центрах компании или в точке розничных продаж Nutrilite. В России НПА могут приобрести продукцию в торговых центрах компании, в точке розничных продаж Nutrilite, через сайт Amway (кроме продукции Nutrilite), заказать продукцию по телефону, факсу или отправив заказ по электронной почте. В России посетители сайта могут заказать продукцию (кроме продукции Nutrilite) у НПА, зарегистрировавшись клиентом одного из НПА на сайте (требуется сообщение персональных данных). Покупатели могут заказывать продукцию у НПА с доставкой, компания организует доставку продукции для НПА по их заказам.

Для того чтобы стать НПА в России, необходимо приобрести обе части Двухуровневого Стартового набора Amway.

Стоимость Первого Стартового набора (не подлежит возврату) — 150 рублей, приобретается только у НПА, содержит необходимую литературу о бизнесе Amway и Договор НПА, первый экземпляр которого после заполнения сдается в Компанию для регистрации.

Стоимость Второго Стартового набора (подлежит возврату в течение года) — 1700 рублей, он может быть приобретён в одном из Торговых центров ООО «Амвэй», либо заказан через вышестоящего спонсора НПА, в том числе через сайт электронной коммерции. Второй Стартовый набор необходимо приобрести в течение 90 дней с момента регистрации — внесения Договора НПА в базу данных Компании.

НПА привлекает в бизнес новых людей, для которых он становится спонсором. НПА не являются сотрудниками Amway. Компания предоставляет возможность создания НПА международного бизнеса Amway. В договорные обязательства НПА входят правила ведения бизнеса и деловой этики. НПА не имеют обязательств по минимальным объёмам закупок или достижению каких-либо уровней продаж..

Компания Amway обеспечивает добровольную гарантию качества: покупатель может вернуть товар в срок от 90 дней с момента приобретения, если не удовлетворён качеством, и получить его стоимость, в том числе при частичном использовании.

Для расчёта вознаграждения Amway использует «План Amway по продажам и маркетингу» (далее План).

В Плане используются следующие обозначения: Баллы (PV) — численное значение, установленное для продукта и определяющее размер различных вознаграждений в виде процента от оборота. Величина оборота (BV) — это присваиваемая продукту денежная величина, на основе которой определяется сумма вознаграждения НПА. С 1 сентября 2009 года PV/BV в России соответствует 45 рублям. Этот курс может изменяться Amway.

Планом предусмотрены:

  1. Вознаграждение за личный оборот: Amway выплачивает НПА вознаграждение, исходя из объёмов продаж клиентам.
  2. Вознаграждение за оборот группы: НПА может получить дополнительное вознаграждение на основании дополнительных баллов, полученных за объёмы продаж, сделанных другими людьми, которых НПА представили или спонсировали в Amway. Эти люди составляют «группу» или «нижестоящую Ветвь». Выплата дополнительного вознаграждения не влияет на вознаграждение, выплачиваемое «группе», или «нижестоящей Ветви».

План не предусматривает вознаграждения просто за привлечение других людей. Вознаграждения в денежном выражении выплачиваются НПА, зарегистрированным в налоговых органах, не зарегистрированным предоставляются дополнительные скидки, средства на которые в размере вознаграждения зачисляются на специальный «скидочный» счёт, открываемый компанией для НПА, и не подлежат обналичиванию. Согласно данным, опубликованным в Times, в Великобритании и Ирландии 101 (0,25 %) из 39000 НПА получали 75 % всех бонусов. В России НПА уровня «платиновых» и выше — 0,46 % от общего числа НПА. В 2005 году в США и Канаде число НПА Quixtar уровня «платиновых» и выше — 0,24 % от всего количества НПА.

Критика

По мнению религиоведа и социолога Дэвида Бромли, Amway представляет собой «квазирелигиозную корпорацию», которой присущи черты секты. Amway считает подобные мнения заблуждением.

28 июля 1982 суд округа Милуоки, штат Висконсин рассмотрел дело № 589806 против Amway Corporation и четверых прямых дистрибьюторов Amway (англ. Amway Direct Distributors). Штат Висконсин (в лице уполномоченного Брюса Крэйга) обвинил дистрибьюторов в распространении информации о не соответствующих действительности, преувеличенных доходах, а также в сокрытии характера предлагаемой деятельности как участия в бизнесе Amway при проведении рекрутинговых мероприятий. По данным представленного в суде анализа деятельности прямых дистрибьюторов в период с 1979 по 1980 год «чистый годовой доход (англ. annual net incoming) 139 прямых дистрибьюторов (менее 1 % от общего числа IBO в штате) на самом деле является чистым годовым убытком (net loss) в $918″. На рекрутинговых встречах ответчики сообщали о наличии возможности достижения годового дохода в $12000 за период 3-9 месяцев при занятости 6-12 часов в неделю при показанном в анализе среднегодовом доходе НПА в штате $267. В суде рассматривалось высказывание одного из ответчиков на открытой встрече 27 августа 1980,: «Когда вы приглашаете людей, не говорите им слишком много. Идея продуктов может отпугнуть некоторых людей. Не упоминайте Продажи, Amway, Продукцию», как рекомендация сокрытия цели встречи.

Согласно судебному решению 1979 года компания Amway обязана сообщать данные о доходах IBO либо в виде среднего дохода, либо указывая процент IBO, достигших доходов выше средних. По данным Quixtar, в 2006 году доход «активного» IBO в США и Канаде (Amway относит к ним 66% общего числа IBO этих стран) до уплаты налогов и без учёта расходов составил $115.
В Великобритании и Ирландии доходы ABO в 2008 году составили:

Тип НПА Общее количество НПА Количество НПА получивших доход Минимальный доход Средний доход Максимальный доход
Розничный консультант (англ. Retail Consultant) 5 991 человек 2 612 человек 29 евро 69 евро 1 098 евро
Сертифицированный
розничный консультант
(англ. Certified Retail Consultant)
3 993 человек 2 202 человек 6 евро 150 евро 8 087 евро
Бизнес консультант (англ. Bussiness Consultant) 100 человек нет данных нет данных 1 482 евро нет данных

Эрик Шайбелер (нем. Eric Scheibeler), бывший IBO (НПА), достигший уровня «изумруд — основатель бизнеса» и бывший лично знакомым с основателем Amway Ричардом Де Восом, в своей книге «Mercants of Deception» («Торговцы обманом») назвал бизнес Amway мошенничеством и сравнил организацию с сектой. Шайбелер обосновывает обвинения собственным опытом и ссылается в тексте на не приложенные к книге аудиозаписи и документы. Материалы, предоставленные Шайбелером, были использованы при подготовке телевизионной передачи NBC в программе Dateline. В телесюжете было высказано мнение, что некоторые IBO высокого уровня получают основной доход не от продажи продукции компании, а от выступлений на мотивационных мероприятиях для IBO, реализации IBO книг, аудио- и видеозаписей.
Компания Quixtar объявила высказывания Э. Шайбелера клеветническими и являющимися следствием его неудачи в бизнесе Amway, а действия журналистов NBC, обманным путем зарегистрировавшихся IBO, использовавших съемки скрытой камерой и отказавшихся показать руководству компании материал до выхода в эфир — не соответствующими нормам ответственной журналистики.