All Nippon Airways
All Nippon Airways
 
Дата основания 1952 (как Nippon Helicopter)
Хабы Токио-НаритаТокио-ХанедаКансайОсака
Основные направления Тюбу-ЦентрэйрНью-Титосэ
Альянс Star Alliance
Размер флота 184
Материнская компания ANA Holdings
Штаб-квартира Минато, Токио, Япония
ИАТА: NH ИКАО: ANA Позывной: ALL NIPPON

All Nippon Airways Co., Ltd. (TYO: 9202, LSE: ANA), также известная как Zennikkū или ANA, — японская авиакомпания, штаб-квартира которой находится в Сиодомэ-Сити Центре в Сиодомэ в Минато, Токио. ANA является второй по размеру международной авиакомпанией страны после Japan Airlines и крупнейшей авиакомпанией, выполняющей внутренние рейсы. Авиакомпания выполняет рейсы в 49 аэропортов Японии и в 22 иностранных аэропорта. По состоянию на март 2007 года в ANA работало 22,170 человек.

Глаными хабами ANA являются аэропорты Нарита недалеко от Токио и Кансай в Осаке. Основными хабами на внутренних рейсах являются аэропорты Токио-Ханеда, Осаки, Тюбу-Центрэйр (около Нагои) и Нью-Титосэ (около Саппоро).

ANA контролирует следующие авиакомпании:

  • Air Central — авиакомпания, использующая Q400, базируется в Тюбу-Центрэйр
  • Air Japan — авиакомпания, выполняющая чартерные рейсы ANA
  • Air Next — лоу-кост авиакомпания, базируется в аэропорту Фукуока
  • Air Nippon — региональная авиакомпания ANA
  • ANA & JP Express (AJV), грузовая авиакомпания
All Nippon Airways
Сиодомэ-Сити Центре в Минато
All Nippon Airways
Boeing 747-400 идёт на посадку.

Создание

Самым первым предшественником ANA была авиакомпания Японские Вертолёты и Аэропланы. Код ИАТА ANA — NH связан с первым её названием (Nippon Helicopter).

NH начала рейсы на вертолётах в феврале 1953 года. 15 декабря был осуществлён первый грузовой рейс между Осакой и Токио на de Havilland Dove (рег. номер JA5008). Это также был первый регулярный рейс, пилотируемый японским лётчиком в послевоенной Японии. Первые пассажирские регулярные рейсы были открыты 1 февраля следующего года, а с марта для них стали использоваться de Havilland Heron. В 1955 года для NH совершил первый рейс DC-3, которые сыграли важную роль в установлении регулярных рейсов между Кюсю и Саппоро.

Другой предшественник ANA — Дальневосточные авиалинии. Несмотря на то, что эта компания была учреждена 26 декабря 1952 года, за день до NH, она начала операции только 20 января 1954 года с ночных грузовых рейсов между Осакой и Токио на de Havilland Dove. Использование DC-3 началось в начале 1957 года, маршрутная сеть была направлена в первую очередь на юг Японии от Токио до Кагосимы.

Слияние этих авиакомпаний произошло 1 декабря 1957 года. Капитализация объединённой компании составила 600 млн иен. Первоначально планировалось новую компанию назвать Zen Nippon Kōkū или «All Japan Airlines», однако против этого возражали представители авиакомпании Japan Airlines и английское название было изменено на «All Nippon Airways», а в японском слово kōkū («авиакомпания») было изменено на kūyu (дословно «воздушный транспорт»).

Внутренние перевозоки

Авиакомпания ANA в 1960-е году показывала устойчивый рост, введя в эксплуатацию Vickers Viscount в 1960 году и Fokker F27 в 1961. В 1961 ANA разместила акции на Токийской фондовой бирже и Осакской бирже ценных бумаг; в том же году авиакомпания получила разрешение на осуществление рейсов на Окинаву, фактически эти полёты были международными, так как на Окинаве в то время находилась американская военная база.

В 1963 произошло слияние с авиакомпанией Fujita Airlines, в результате чего капитал компании увеличился до 4 млрд иен. В 1964 ANA стала использовать реактивные самолёты Boeing 727 на рейсе Токио-Саппоро. Первый турбовинтовой авиалайнер японского производства YS-11 в 1965 заменил Convair 440 на местных маршрутах. В 1969 ANA ввела в эксплуатацию Boeing 737.

C ростом пассажирооборота ANA стала заключать договора с туристическими компаниями по всей Японии об организации перевозок во все её регионы. Этой стратегии ANA следует и по сей день. Многие из этих компаний по условиям договоров получили акции ANA. Сотрудничество с ANA могло принимать разные формы: например, Nagoya Railroad, которая управляет операциями ANA в регионе Тюбу, имеет кресло в Совете директоров ANA.

ANA вскоре становится крупнейшей авиакомпанией, выполняющей внутренние перевозки. Однако Министерство транспорта обеспечило JAL монополию на международные регулярные рейсы, которая поддерживалась до 1986 года. ANA в это время выполняла только международные чартерные рейсы, первый из которых состоялся из Токио в Гонконг 3 февраля 1971 года.

ANA приобрела первые широкофюзеляжные самолёты, шесть Lockheed L-1011, в ноябре 1972 года, что стало результатом большой проделанной работы Lockheed: сделка обсуждалась Президентом США Ричардом Никсоном, Премьер-министром Японии Какуи Танака и Премьер-министром Великобритании Эдвардом Хитом (который лоббировал интересы производителя двигателей Rolls-Royce). Танака также приложил усилия для того, чтобы ANA смогла работать на азиатских маршрутах, что было частью сделки. Этот самолёт впервые встал на обслуживание рейса Токио-Окинава в 1974 году. Авиакомпания также заказывала McDonnell Douglas DC-10, однако в последнюю минуту отозвала заказ в пользу Lockheed. Впоследствии было доказано, что Lockheed косвенно подкупил Премьер-министра Какуи Танака с целью принять это решение: последующий скандал привёл к аресту Танака, некоторых менеджеров ANA и торгового агента Lockheed Marubeni.

Boeing 747 появился на маршрутах Токио-Саппоро и Токио-Фукуока в 1978 году, а Boeing 767 стали использоваться на маршрутах на Сикоку в 1983.

Международный перевозки

All Nippon Airways
ANA Boeing 747-400D в ливрее с покемонами.

С 1986 года ANA начала превращаться из основного внутреннего перевозчика Японии в авиакомпанию, выполняющую международные рейсы. On 3 марта 1986 года ANA начала осуществлять регулярные международные рейсы из Токио на Гуам. Рейсы в Лос-Анджелес и Вашингтон начались к концу года, и ANA подписала соглашение о сотрудничестве с American Airlines на рейсах из США в аэропорт Нарита.

Международная маршрутная сеть ANA росла постепенно: Пекин, Далянь, Гонконг и Сидней в 1987 году; Сеул в 1988; Лондон и Сайпан в 1989; Париж в 1990 и Нью-Йорк в 1991. Самолёты Airbus A320 и A321 пополнили флот авиакомпании в 1990-х, как и Boeing 747-481. ANA вступила в Star Alliance в октябре 1999 года.

В 2004 году прибыль ANA впервые превысила прибыль JAL. В этом же году, зная о планах увеличения количества слотов в связи со строительством новых аэропортов и расширению аэропорта Ханеда, ANA объявила о плане обновления флота путём замены некоторых больших самолётов на большее количество меньших по размеру.

В том же 2004 году ANA создала лоу-кост подразделение Air Next для осуществления рейсов из аэропорта Фукуока, а также стала главным акциионером Nakanihon Airline Service (NAL) со штаб-квартирой в Нагое. В 2005 году ANA переименовала NAL в Air Central, а её штаб-квартира была перенесена в Международный аэропорт Тюбу-Центрэйр.

12 июля 2005 года ANA объявила о сделке с NYK по продаже доли 27,6% в Nippon Cargo Airlines, совместном предприятии этих компаний с 1987 года. The sale allowed ANA to focus on developing its own cargo division.

В 2006 году ANA, Japan Post, Nippon Express и Mitsui O.S.K. Lines создали ANA & JP Express (AJV) для осуществления грузоперевозок. ANA является основным акционером AJV. Новая авиакомпания стала выполнять грузовые рейсы Air Japan.

Назначения

Внутренняя маршрутная сеть ANA покрывает всю Японию, от Хоккайдо на севере до Окинавы на юге.

Международные рейсы ANA осуществляет в Китай, Корею и Юго-восточную Азию, США и Западную Европу. Ключевым международным хабом является аэропорт Нарита, где авиакомпания выполняет рейсы из Южного крыла Терминала 1 вместе с партнёрами по Star Alliance.

Флот

Флот ANA по состоянию на 1 февраля 2009 года:

Первый класс и Премиум Эконом доступны на международных рейсах. На внутренних рейсах Бизнес-класс называется «Премиум-класс», на международных — «Клуб ANA».

All Nippon Airways
Самолёты ANA (B747-400D) в аэропорту Ханеда.

У ANA 12 самолётов имеет специальную ливрею: 3 Покемон jets (2 Boeing 747-481D), 5 Star Alliance jets, один Boeing 767-318ER с изображением панды («Fly Panda») в честь 20-летия авиасообщения Японии и Китая, 1 — с Вуди Вудпекером, героем мультфильмов Universal Pictures, 1 — в ливрее Gold Jet, 2 — Business Jet.

Средний возраст флота All Nippon Airways составляет 10,2 лет по состоянию на февраль 2009 года.

All Nippon Airways
Самолёт ANA в Саппоро

Выведенный из эксплуатации флот

  • Douglas DC-3, использовался с 1955 года
  • Vickers Viscount 744, с июля 1960 года
  • Fokker F27 Friendship, с июня 1961 года
  • Vickers Viscount 828, с июля 1961 года
  • Boeing 727, с марта1965 года
  • NAMC YS-11, с июля 1965 года
  • Ранние варианты Boeing 737; 737 используются с 1969 года
  • Lockheed L-1011, с июля 1973 года
  • Ранние модификации Boeing 747; 747 используются с декабря 1978 года
  • Ранние модификации Boeing 767; 767 используются с июня 1983 года
  • 7 Airbus A321, использовались с 1998 года

Кодшеринговые соглашения

По состоянию на 30 ноября 2007 года All Nippon Airways заключила кодшеринговые соглашения со следующими партнёрами :

  • Jet Airways
  • Air Algerie
  • Air Canada (SA)
  • Air China (SA)
  • Air France-KLM
  • Air India
  • Air Do
  • Air Japan
  • Air Jamaica
  • Asiana Airlines (SA)
  • Austrian Airlines (SA)
  • BMI British Midland (SA)
  • EVA Airways
  • Ibex Airlines
  • LOT Polish Airlines (SA)
  • Lufthansa (SA)
  • Malaysia Airlines
  • Qatar Airways
  • Shanghai Airlines (SA)
  • Singapore Airlines (SA)
  • Skynet Asia Airways
  • South African Airways (SA)
  • Star Flyer
  • Swiss International Air Lines (SA)
  • TAP Portugal (SA)
  • Thai Airways International (SA)
  • Turkish Airlines (SA)
  • United Airlines (SA)

Примечание: Список включает партнёров по Star Alliance (SA).

Подразделения

ANA Group является группой компаний, которые полностью или частично принадлежат ANA. :

Авиакомпании

  • Air Nippon
  • Air Nippon Network (A-net)
  • Air Next
  • Air Japan
  • Air Central (87%)
  • Air Hokkaido (80%, прекратила деятельность с 31 марта 2006)
  • ANA & JP Express (48,61%, грузовая авиакомпания)
  • All Express (Allex)

Авиация общего назначения

  • All Nippon Helicopter (вертолёты)

ANA/UPS — контракт All Nippon/United Parcel

Авиакомпания входит в альянс по грузоперевозкам, осуществляемым для UPS.

Грузоперевозки и авиапочта

ANA Cargo

ANA Cargo — торговая марка ANA Group для выполнения грузоперевозок. Для выполнения грузовых рейсов используются 767-300F и два Boeing 767-200S, полученных по мокрому лизингу от ABX Air.

Инциденты и авиакатастрофы

  • Первая катастрофа с самолётом ANA произошла с Douglas DC-3 JA5045 12 августа 1958 года. Погибло 33 человека
  • В 1958 году Акира Эмото, продавец, совершил попытку самоубийства, пронеся на самолёт динамит. Эмото погиб, выпрыгнув из самолёта, бомбы не сдетонировали.
  • 16 марта 1960 года Douglas DC-3 JA5018 столкнулся с истребителем в аэропорту Нагои. Погибло 3 человека из 33, находящихся на борту
  • 4 февраля 1966 года Boeing 727, шедший на посадку в аэропорту Ханеда, упал в Токийский залив, погибли все 133 человека на борту
  • 13 ноября 1966 YS-11 потерпел крушение в Мацуяма.
  • 30 июля 1971 года Boeing 727 JA8329, выполнявший рейс 58, столкнулся с истребителем F-86 Sabre с авиабазы Мацусима. Погибли все 162 человека на борту.
  • 22 июня 1995 года, мужчина, назвавшийся Фумио Кудзими, и человек, зарегистрировавшийся на рейс ANA под именем Сабуро Кобаяси, захватили самолёт ANA после взлёта из Токио. Самолёт приземлился на Хоккайдо, после штурма самолёта полиция арестовала террористов.
  • В 1999 году мужчина захватил самолёт рейса 61 и убил пилота. Он был обезврежен другими членами команды, больше никто не пострадал.