QIWI (КИВИ)
Тип платёжная система
Листинг на бирже NASDAQ
Основание 2007
Расположение Москва
Отрасль Платёжные системы
Оборот 10 611 млн. ₽
Чистая прибыль 4 714 млн. ₽

QIWI (КИВИ) — платёжный сервис, предназначенный для оплаты различных повседневных услуг, от мобильной связи и ЖКУ до банковских кредитов.

Особенность сервиса QIWI состоит в том, что оплата может производиться как наличными в сети платёжных терминалов QIWI, так и через интернет-сервис и приложение для мобильных устройств. Фактически пользователь может совершать оплату со своего счета в системе, находясь в удобном для него месте и в удобное время.

Помимо России, QIWI работает на рынках еще 15 стран, включая Казахстан, Болгарию, Румынию, Китай, Малайзию и ЮАР. Операции в России осуществляются в национальной валюте — рублях.

Партнеры компании

Сегодня с помощью платёжного сервиса QIWI можно совершать платежи в пользу более чем 1200 компаний — операторов различных услуг, среди них:

  • операторы мобильной связи;
  • интернет-провайдеры, операторы услуг IP-телефонии, коммерческого телевидения;
  • электронные платёжные системы;
  • контент-провайдеры и агрегаторы;
  • компании, предоставляющие услуги ЖКХ и фиксированной связи;
  • интернет-магазины;
  • и другие.

Принятый в 2009 году закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», позволил существенно расширить спектр операторов, открыв доступ к таким фундаментальным рынкам, как погашение потребительских кредитов, оплата авиа- и ж/д билетов, ЖКХ и Интернет-доступ (ШПД), что способствовало увеличению доли несотовых платежей. Помимо перечисленных сервисов, стала доступна оплата услуг туристических операторов, внесение пожертвований в пользу благотворительных фондов, а также появилась возможность осуществлять денежные переводы UNIstream и приобретать виртуальные карты VISA.

Сокращение партнерства

  • C 15 марта 2011 компания прекратила прием платежей для системы Яндекс.Деньги

Схема работы

Оплата различных услуг осуществляется в сети платёжных терминалов под брендом QIWI, для этого достаточно в интерфейсе терминала выбрать интересующую услугу и, cледуя подсказкам, совершить платёж. Если пользователь желает оплачивать услуги через Интернет и сотовый телефон, необходимо зарегистрировать аккаунт для доступа к «QIWI Кошельку» и приложению «QIWI в мобильном».

Компания «Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП), владелец бренда QIWI работает и развивается на рынке платёжных систем с 2004 года, предоставляя абонентам удобный и оперативный способ оплаты услуг сотовых операторов, интернет-провайдеров, коммерческого телевидения, IP-телефонии.

22 апреля 2008 г. компания ОСМП вывела на рынок розничный бренд QIWI.

С середины 2008 года сервис QIWI входит в холдинг OE Investments, контролирующий, помимо платёжных систем ОСМП и e-port (компании, работающие с юридическими лицами), подразделение QIWI Реклама, сервис электронных платежей «QIWI Кошелек».

В 2009 году завершилось объединение компаний ОСМП и Группы e-port. При объединении были сохранены все три бренда компаний: ОСМП, e-port и QIWI. Самым важным для Объединенной компании является розничный бренд QIWI, под которым продолжится расширение терминальной сети и внедрение новых потребительских сервисов.

Владельцы

  • Менеджменту компании, включая гендиректора Андрея Романенко, принадлежит 63,7 % акций.
  • Mail.ru Group с 2011 снизила свою долю в системе до 21,4 %.
  • 18 января 2011 японская компания Mitsui Fudosan купила 14,9 % компании.

Цифры и факты

  • Платёжный сервис QIWI  — лидер рынка платежей в России, доля компании по итогам 2009 г. составляет 49 %
  • За 2009 год через системы Объединенной компании (бренд QIWI) на территории России было проведено 3,24 млрд транзакций, что на 12 % превосходит суммарный показатель ОСМП и e-port 2008 года;
  • Оборот Объединенной компании (бренд QIWI) в 2009 году в России составил более 319 млрд рублей;
  • Общее число провайдеров, доступных к оплате через QIWI, составляет более 1200. Однако в это число не входят некоторые крупные российские платежные системы, например, Яндекс-Деньги.
  • Выручка компании в 2010 составила 26,8 млрд. руб. против 11,7 в 2009 г., при среднем платеже 310 руб. (195 в прошлом году). Число зарегистрированных пользователей превысило 36 млн. человек, рост по сравнению с 2009 годом – 44%. Количество активно оплачиваемых провайдеров* увеличилось на 150%.
  • В 2011 году число пользователей «QIWI Кошелька» достигло 40 миллионов (Новости платёжных систем (2011). Проверено 15 апреля 2011.)