«Основные принципы эффективного банковского надзора» впервые опубликованы Базельским комитетом по банковскому надзору в сентябре 1997 года. В рамках пересмотра документа в 2006 году внесено несколько незначительных изменений.

Вместе с «Методологическими Разъяснениями с основными принципами эффективного банковского надзора» 1999 года «Основные принципы» используются странами в качестве стандартов пруденциального регулирования и надзора для оценки качества систем надзора и пруденциального регулирования, а также для планирования деятельности в этой сфере с целью достижения базового уровня эффективной и надежной практики надзорной и регулятивной политики. Они также используются «Международным Валютным Фондом» и Всемирным Банком в контексте Программы Оценки Финансового сектора в целях оценки текущей ситуации того, как та или иная страна выполняет эти принципы.

Начиная с 1997 года, произошли значительные изменения в системе банковского регулирования, был накоплен значительный опыт в сфере внедрения Основных Принципов в каждой конкретной стране, появились новые аспекты регуляторной политики. Такая оценка выявила слабые места в существующей системе банковского надзора и регулирования и позволила заложить основу для исправительных действий государственных органов и банковского надзора. Все это нашло отражение в новых публикациях, издаваемых Базельским Комитетом, в частности в «Базель II», а особенно в новой версии самих «Основных принципов».

При просмотре Основных Принципов эффективного банковского надзора и методологических разъяснений к ним Комитет имел целью обеспечения непрерывности и возможности сравнения нового варианта с вариантом 1997 года. Вариант, принятый в 1997 году, работал достаточно хорошо, и показал, что он достойно прошел испытание временем. Таким образом, целью было не столько радикально переписать Основные Принципы, а скорее сконцентрироваться на тех аспектах, где необходимо осуществить гармонизацию существующего варианта таким образом, чтобы обеспечить непрерывность и последовательность их применения и действия.

Просмотр никоим образом не ставил под сомнение силу предварительно проведенной работы, не снижает рейтинг стран и не может существенно изменить программы реформ, основанных на варианте 1997 года.

Другой целью пересмотра было улучшение, там где это возможно, соответствия Основных Принципов эффективного банковского надзора и соответствующих стандартов безопасности и предотвращении отмывания грязных средств а также прозрачности.

Кроме самих принципов, Комитет разработал детальные инструкции по оценке соответствия отдельным Принципам, содержащиеся в документе под названием «Методологические разъяснения к Основным принципам», впервые опубликованный в 1999 году, и также был обновлен в процессе просмотра «Основных принципов эффективного банковского надзора ».

  1. Цели, независимость, полномочия, прозрачность и сотрудничество: Эффективная система банковского надзора должна иметь четко определенные обязанности и цели для каждого органа, задействованного в надзоре за деятельностью банков.
  2. Разрешенные виды деятельности: Разрешенные виды деятельности учреждений, подлежащих лицензированию и надзору как банки, должны быть четко определены, а употребление слова «банк» в названиях должно контролироваться как можно шире.
  3. Критерии лицензирования: Орган, осуществляющий лицензирование, должен иметь полномочия устанавливать критерии и отклонять заявления от учреждений, не соответствующих установленным стандартам. Процесс лицензирования, как минимум, должен состоять из оценки структуры собственности и управления банка и его расширенной группы, включая пригодность и соответствие директоров и высшего руководства, оценки стратегического и операционного плана банка, внутреннего контроля и управления рисками, а также прогнозируемого финансового состояния, в том числе капитальной базы. В случае, если предлагаемым собственником или материнской организацией является иностранный банк, необходимо получить предварительное согласие от органа надзора страны происхождения банка.
  4. Передача долей существенного участия: Орган надзора имеет полномочия рассматривать и отклонять любые предложения по передаче другим сторонам долей существенного участия или контрольных пакетов акций в существующих банках, которые находятся в прямом или опосредованном владении.
  5. Основные приобретения: Орган надзора должен иметь полномочия проверять по установленным критериям основные приобретения или вложения банка, в том числе организацию трансграничных операций, подтверждая, что корпоративные образования или структуры не подвергают банки на нежелательные риски или не препятствуют эффективному надзору.
  6. Достаточность капитала: Органы надзора должны устанавливать для банков умные и соответствующие минимальные требования по достаточности капитала, отражающие риски, которым подвергается банк, и определять составляющие капитала, учитывая его способность покрывать убытки. По крайней мере для банков, осуществляющих международную деятельность, эти требования не должны быть ниже, чем установленные Базельским соглашением о капитале.
  7. Процесс управления рисками: Органы надзора должны убедиться в наличии у банков и банковских групп процедур для всестороннего управления рисками (включая соответствующий контроль со стороны Совета банка и руководства) для определения, оценки, мониторинга и контроля или уменьшение всех существенных рисков, а также для оценки их общей достаточности капитала по отношению к их профилю рисков. Эти процессы должны быть соответствующими размеру и сложности учреждения.
  8. Кредитный риск: Органы надзора должны убедиться, что в банках существует процесс управления кредитным риском, который учитывает профиль рисков учреждения, а также пруденциальные принципы и процедуры для определения, оценки, мониторинга и контроля кредитного риска (включая риск контрагента). Это должно включать процедуры предоставления кредитов и осуществления инвестиций, оценку качества таких кредитов и инвестиций и текущее управление кредитным и инвестиционным портфелями.
  9. Проблемные активы и резервы для возмещения возможных потерь: Органы надзора должны быть убеждены в том, что банки устанавливают и придерживаются адекватных принципов и процессов управления проблемными активами и оценки достаточности резервов для возмещения возможных потерь.
  10. Ограничения на большие суммарные объемы предоставленных кредитов (максимальный размер риска): Органы надзора должны убедиться в том, что банки выполняют политику и процедуры, которые дают возможность руководству определять и управлять концентрациями в портфеле, и органы надзора должны устанавливать пруденциальные лимиты для ограничения максимального размера риска в отношении отдельных лиц или групп связанных лиц.
  11. Кредитование родственных лиц: С целью предотвращения злоупотреблений при кредитовании родственных лиц (как в балансе, так и вне баланса) и решения вопроса конфликта интересов органы надзора должны установить требования, чтобы банки кредитовали родственные компании и физических лиц с соблюдением принципа «на расстоянии вытянутой руки»; чтобы осуществлялся эффективный мониторинг такого кредитования; чтобы принимались надлежащие меры для контроля и уменьшения рисков; и чтобы списание таких кредитов происходило согласно стандартным принципам и процессами.
  12. Страновой риск и риск перевода: Органы надзора должны убедиться, что банки имеют соответствующие принципы и процессы для определения, оценки, мониторинга и контроля риска и риска перевода при осуществлении международной деятельности по кредитованию и инвестированию, а также для поддержания адекватных резервов для возмещения потерь по такими рисками.
  13. Рыночный риск: Органы надзора должны быть убеждены в том, что в банках существуют принципы и процедуры для тщательного определения, оценки, мониторинга и контроля рыночных рисков; органы надзора должны иметь полномочия по установлению конкретных ограничений и / или специальных требований к капиталу по рыночным рискам, если на это есть основания.
  14. Риск ликвидности: Органы надзора должны быть убеждены в наличии у банков стратегии управления ликвидностью, которая учитывает профиль рисков учреждения, рядом с пруденциальноыми принципами и процессами для определения, измерения, мониторинга и контроля риска ликвидности, а также для управления ликвидностью на ежедневной основе. Органы надзора требуют от банка наличия планов на случай непредвиденных обстоятельств для решения проблем с ликвидностью.
  15. Операционный риск: Органы надзора должны убедиться в наличии у банков принципов и процедур управления рисками для определения, оценки, мониторинга и контроля / уменьшение операционного риска. Эти принципы и процедуры должны соответствовать размеру и степени сложности деятельности банка.
  16. Процентный риск в банковской книге: Органы надзора должны убедиться в наличии у банков эффективных систем для определения, оценки, мониторинга и контроля процентного риска в банковской книге, включая четко определенную стратегию, которая утверждена Советом и внедряется высшим руководством банка; они должны соответствовать размеру и сложности деятельности банка.
  17. Внутренний контроль и аудит: Органы надзора должны убедиться в наличии в банках систем внутреннего контроля, которые являются адекватными их размеру и сложности деятельности. Они должны включать четкие механизмы делегирования полномочий и ответственности; обособление функций, связанных с принятием банком на себя обязательств, выплатой его средств и учету его активов и обязательств; выверку этих процессов; защита активов банка и соответствующие независимые функции внутреннего аудита и проверки соответствия установленным требованиям для определения соблюдения этих процедур контроля, а также действующих законов и нормативно-правовых актов.
  18. Финансовые злоупотребления: Органы надзора должны убедиться в том, что банки имеют надлежащие принципы и процедуры, включая жесткие правила «знай своего клиента», которые способствуют установлению высоких этических и профессиональных стандартов в финансовом секторе и предотвращают умышленное или непреднамеренное использования банка для осуществления преступной деятельности.
  19. Подход к надзорной деятельности: Система эффективного банковского надзора требует от надзорных органов надлежащего понимания операций, осуществляемых каждым отдельным банком и группой банков, а также банковской системой в целом, с концентрацией внимания на ее безопасности, надежности и стабильности.
  20. Методы надзора: Эффективная система банковского надзора должна состоять из определенных форм выездного и дистанционного надзора, а также предусматривать регулярные контакты с руководством банков.
  21. Наблюдательная отчетность: Органы надзора должны иметь средства сбора, рассмотрения и анализа статистической и другой отчетности банков, которая подается в орган надзора, на неконсолидированной и консолидированной основе, а также средства независимой проверки достоверности этой информации путем проведения выездных проверок или привлечение внешних экспертов.
  22. Бухгалтерский учет и раскрытие информации: Органы надзора должны убедиться в том, что каждый банк надлежащим образом осуществляет бухгалтерский учет операций в соответствии с положениями и практики ведения бухгалтерского учета, которые широко применяются в мировой практике, и публикуются на регулярной основе финансовой отчетности, достоверно отражает его финансовое состояние и прибыльность.
  23. Полномочия органов надзора по применению исправительных действий: Органы надзора должны иметь в своем распоряжении адекватные надзорные меры для применения своевременных исправительных действий. Эти меры предусматривают возможность, там где это нужно, отозвать банковскую лицензию или предоставить рекомендации по ее отзывы.
  24. Консолидированный надзор: Важным элементом банковского надзора является способность органов надзора осуществлять надзор за банковской группой на консолидированной основе, проводя адекватный мониторинг и там, где это нужно, применяя соответствующие пруденциальные нормы по всем аспектам деятельности, осуществляемой группой в международном масштабе.
  25. Отношения между надзорными органами страны происхождения и страны пребывания: Консолидированный надзор с учетом зарубежной деятельности требует сотрудничества и обмена информацией между органами надзора страны происхождения и разными другими органами надзора, которые привлечены к этому, главным образом с органами банковского надзора страны пребывания. Органы банковского надзора должны требовать осуществления иностранными банками операций в соответствующей стране с соблюдением тех же стандартов, применяемых к национальным учреждениям.