Шесть сигм (six sigma) в корпоративном управлении — высокотехнологичная методика точной настройки процессов, применяемая с целью минимизировать вероятность возникновения дефектов в операционной деятельности. Название происходит от статистической категории «среднеквадратичное отклонение», обозначаемой греческой буквой σ. Методика «шести сигм» разработана в корпорации Motorola. Плановый показатель качества при использовании этой методики — не более 3,4 отклонения (дефекта) на миллион операций.

Метод основывается на шести базовых принципах:

  1. Искренний интерес к клиенту
  2. Управление на основе данных и фактов
  3. Ориентированность на процесс, управление процессом и совершенствование процесса
  4. Проактивное (упреждающее) управление
  5. Сотрудничество без границ (прозрачность внутрикорпоративных барьеров)
  6. Стремление к совершенству плюс снисходительность к неудачам

При реализации проектов по методике используется последовательность этапов DMAIC (define, measure, analyze, improve, control — выявить, измерить, проанализировать, усовершенствовать, проконтролировать):

  1. Определение целей проекта и запросов потребителей (внутренних и внешних)
  2. Измерение процесса, чтобы определить текущее выполнение
  3. Анализ и определение коренных причин дефектов
  4. Улучшение процесса, сокращая дефекты
  5. Контроль дальнейшего протекания процесса.

По аналогии с восточными единоборствами в сообществе, использующем методику «шесть сигм», принято присваивать специалистам «пояса» — черный, зеленый, желтый и т. п.