Международный стратегический альянс — долгосрочное соглашение между двумя или большим числом самостоятельных компаний из разных государств по сотрудничеству в области сбыта продукции, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, производства продукции, технологического развития.

Цели международных альянсов

К целям международных альянсов относятся:

  • снижение риска;
  • экономия на расширении масштабов производства;
  • обмен передовыми технологиями;
  • устранение или уменьшение конкуренции;
  • преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров при выходе на перспективные зарубежные рынки.

Особенности международных альянсов

Учредители альянса сохраняют полную юридическую и экономическую самостоятельность. Одна и та же фирма может быть членам нескольких стратегических альянсов.

Виды международных альянсов

Различают 2 группы международных стратегических альянсов:

  • Первая группа основана на заключении соглашений о сотрудничестве, контрактах (франчайзинг, продажа лицензий и др.) или неформальном взаимодействии (без оформления документов);
  • Вторая группа предполагает обмен акциями, создание совместных предприятий.

Дополнительно выделяют:

  • Альянсы горизонтального типа — создаются с фирмами, осуществляющими хозяйственную деятельность на той же стадии производственного процесса, оказывающими одинаковые услуги (альянс между Deutsche Telecom, France Telecom и Sprint (США));
  • Альянсы вертикального типа — формируются с поставщиками сырья или потребителями продукции.
  • Альянсы фирм, производящих и оказывающих взаимодополняемые товары и услуги (крупные авиаперевозчики с местными региональными авиакомпаниями).