Фонды социального страхованияФонды социального страхования — это обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения в соответствии с установленными квалификационными условиями.

Страховые фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель компенсации рисков в пределах установленных нормативов. Способы формирования страховых фондов, подходы к определению их размеров и достаточности для осуществления последующих социальных платежей могут быть разными в зависимости от целей социальной политики государства. Взносы определяются на основе статистических данных о среднем размере ущерба (потерях заработка) в связи с социальными рисками и соотношении между числом застрахованных и вероятных бенефициаров. При необходимости уровень компенсации, т.е. социальных выплат, корректируется в соответствии с размерами фондов социального страхования и нормативами общественной стоимости труда.

Метод формирования страховых фондов, основанный на накоплении, имеет несколько названий: <фондированная система>, <капитализация>, <система индивидуальных накопительных счетов> и подразумевает осуществление социальных выплат из предыдущих накопленных индивидуальных страховых взносов:

Страховая выплата = Сумма страховых взносов + Инвестиционный доход.

Страховые выплаты в этом случае будут равны уплаченным страховым взносам, умноженным на норму процента, или наоборот, страховые взносы будут зависеть от размера планируемых выплат с учетом дисконтирования. Данный механизм применяется в основном в долгосрочных видах страхования, например в пенсионном страховании. Однако в чистом виде для целей социального страхования капитализация не используется, хотя многие экономисты настаивают на применении накопления как механизма, наиболее отвечающего инвестиционным потребностям рыночной экономики.

Основными источниками поступлений средств в фонды социального страхования служат страховые взносы.

Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости — государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты.

Разделение ответственности по уплате взносов между наемными работниками и работодателями носит достаточно условный характер. Оно принимает принципиальный характер в начальный период организации социального страхования, когда взносы, подлежащие уплате непосредственно работником, могут вызвать реальное снижение индивидуального трудового дохода, а за счет взносов работодателей возрастает себестоимость продукции. По своему содержанию взносы на социальное страхование являются частью фонда заработной платы, которая откладывается в принудительном порядке на покрытие возможного ущерба, связанного с наступлением социальных рисков.

Взносы на социальное страхование часто отождествляют с налогами, что неправомерно по сути. Взносы на социальное страхование схожи с налогами ввиду обязательного характера и порядка их уплаты. Однако налоги являются для индивидуума без эквивалентным и безвозвратным платежом, тогда как взносы предполагают последующее осуществление социальных выплат на принципе эквивалентности. Страховой взнос предполагает наличие зависимости между отчислениями и социальными выплатами, имеющими одинаковую базу исчисления — индивидуальный трудовой доход.

Базой начисления взносов на социальное страхование обычно выступает заработная плата, а тарифы взносов устанавливаются в процентном отношении к ней. Их значения существенно различаются по странам. В РФ совокупный размер тарифов составляет от 35,8 до 44,1% (по плоской шкале). В Европе размеры тарифов варьируются от 24,4% в Великобритании до 55% в Италии и Нидерландах. Устанавливая ставки страховых взносов, государство может регулировать тарифную политику в зависимости от современных экономических и социальных потребностей.

Государственное регулирование системы социального страхования существенно влияет на структуру доходов фондов социального страхования. В последнее время в связи с ростом продолжительности жизни, снижением прироста населения, удорожанием медицинского обслуживания и другими факторами многие страны столкнулись с проблемой дефицита бюджета системы социального страхования. В одних случаях государство вынуждено увеличивать страховые тарифы, в других — привлекать дополнительные источники финансирования.

Анализируя методы финансового участия государства в формировании фондов социального страхования, можно выделить три основных:

  • прямое дотирование фондов социального страхования;
  • государственные субсидии;
  • введение специальных налогов, идущих в фонды социального страхования.

Прямое дотирование фондов социального страхования из государственного бюджета применяется при временной обоснованной нехватке средств страховых взносов. Предоставление государственных субсидий предполагает постоянное финансирование за счет средств государственного бюджета определенных целевых расходов фондов социального страхования. Применяются также различные специальные налоги, средства которых напрямую поступают в распоряжение фондов социального страхования. Чаще всего используются косвенные налоги, связанные с потреблением дорогостоящих или вредных для здоровья товаров.