Рекламная кампания – это целенаправленная система тщательно спланированных мероприятий по рекламе и продвижению на рынок какого-либо товара. Задача рекламной кампании – донести качественное рекламное сообщение до конечного потребителя при помощи наиболее подходящих рекламных носителей. При этом должно учитываться множество факторов: содержание и форма сообщения, средства распространения рекламы (радио, газеты, журналы, телевидение и т.д.), время и количество публикаций или выхода в эфир и многое другое. Любой неучтенный фактор может негативно повлиять на всю кампанию в целом. Чем выше качество рекламы, тем меньшего количества размещений она требует для эффективного воздействия на целевую аудиторию.

Успешная реклама должна состоять из восьми стадий ее восприятия и понимания конечным потребителем:

  • она должна быть увидена или услышана;
  • на нее должны обратить внимание;
  • она должна быть усвоена;
  • адекватно оценена;
  • запомнена;
  • воссоздана спустя некоторое время;
  • рекламу должны сравнить с другими товарами или услугами;
  • реклама должна заставить клиента принять решение о покупке услуги или товара.

В правильно организованной рекламной кампании все составляющие должны органично дополнять друг друга, активно воздействовать на целевую аудиторию и способствовать максимальной реализации рекламных и маркетинговых целей.

Виды рекламных кампаний

Рекламные кампании с точки зрения территориального охвата, делятся на:

  • локальные,
  • региональные,
  • национальные,
  • транснациональные (международные).

По интенсивности воздействия:

  • ровные,
  • нарастающие,
  • нисходящие.

По используемым рекламоносителям:

  • телевизионно-ориентированные;
  • интернет-ориентированные;
  • использующие прессу;
  • радио;
  • наружную рекламу;
  • медиамиксовые.

С точки зрения выбора целевой аудитории:

  • массовые или нишевые,
  • ориентированные на потребителя или для продавца (B2C и B2B).

Рекламные кампании разнятся по целям:

  • для вывода на рынок новых продуктов или услуг,
  • для формирования имиджа торговой марки,
  • направленные на стимулирование сбыта,
  • напоминающие о продуктах или услугах и т.д.

По характеру проведения:

  • коммерческие,
  • политические,
  • социальные.

По интенсивности проведения:

  • непрерывные,
  • импульсные.

В зависимости от типа рекламодателей делятся на:

  • частные,
  • государственные,
  • общественные.

По срокам проведения:

  • краткосрочные,
  • долгосрочные.

По охвату:

  • сегментированные,
  • тотальные.

Этапы рекламной кампании

Рекламная кампания – это процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов. Начинается он с постановки целей, а заканчивается анализом его эффективности.

Всю рекламную кампанию можно разделить на 3 основных этапа:

  • Разработка
  • Проведение
  • Анализ ее эффективности, оценка и коррекция

Разработка рекламной кампании

Этот этап рекламной кампании следует начинать с ситуационного анализа. Анализ маркетинговой обстановки позволяет выявить целевую аудиторию для конкретного товара или услуги, оценить ее знания о продвигаемом продукте, потребности рынка, плюсы и минусы конкурентов. Исходя их полученных данных, производится стратегическое планирование: определяются цели, средства, время и рассчитывается бюджет рекламной кампании. На этом этапе разрабатывается концепция рекламной кампании – целостное представление о будущей рекламной кампании. Концепция состоит из рекламной идеи, ее аргументации и обоснования выбора методов распространения рекламы. Рекламная идея красной нитью проходит через все творческие разработки, независимо от их вида и выбора рекламных площадок. Таким образом, на этапе разработки рекламной кампании определяют творческую стратегию, медиастратегию и ставят конкретные задачи. Одновременно разрабатывается тактика действий, распределяется бюджет по рынкам и рекламным площадкам, выбираются партнеры, подрядчики, назначаются исполнители и пр. В это же время разрабатываются медиапланы, составляются графики, производятся медиаобсчеты, происходит создание макетов, баннеров, аудио- и видеоклипов, сувенирной продукции и пр. Итогом разработки рекламной кампании становится подробный развернутый план базовых мероприятий с указанием способов, сроков и стоимости их проведения.

Реализация рекламной кампании

Последующий этап – непосредственно само проведение рекламной кампании: размещается реклама на заранее запланированных рекламоносителях, распространяется рекламная полиграфия и сувенирная продукция, проводятся рекламные акции, дегустации, демонстрации и прочие рекламные мероприятия. В этот период необходимо мониторить эффект воздействия отдельных элементов рекламной кампании, усиливая наиболее успешные из них и сокращая или вовсе убирая менее удачные.

Анализ и коррекция рекламной кампании

После окончания рекламной кампании подводятся итоги ее эффективности при помощи исследований, мониторингов и прочих доступных методов сбора информации. Оценке подвергается не только общая эффективность проведенной кампании, но и эффективность отдельных ее составляющих, ее эффективность на отдельных рынках, в отдельно взятых средствах массовой информации (СМИ) и т.д. Коррекция рекламной кампании подразумевает внесение изменений, призванных повысить эффективность рекламной отдачи в дальнейшем. При этом возможно уменьшение или увеличение бюджета рекламной кампании, изменение целей рекламной кампании, использование в ней нового слогана и т.д. В процессе коррекции могут возникнуть новые приоритеты в выборе рекламных площадок, изменения, связанные с учетом поправок в рекламные правовые документы и пр.