Регулирование рынка ценных бумагЛюбой рынок ценных бумаг прямо или косвенно регулируется органами, уполномоченными упорядочивать деятельность всех участников торговли: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.

Регулирование осуществляется с целью выполнения требований законов и других нормативных актов, определяющих права и обязанности каждого профессионального участника рынка ценных бумаг по ряду направлений, начиная от регистрации выпуска ценных бумаг и завершая правами органов государственного управления по регулированию рынка ценных бумаг.

В соответствии с поставленными целями и способами их достижения регулирование участников рынка ценных бумаг может быть внешним и внутренним. Внешнее регулирование базируется на выполнении всех законодательных и нормативных актах страны, обеспечивающих нормальное функционирование всех институтов рынка. Внутреннее регулирование основано на принятых непосредственно участником рынка собственных нормативных документах: уставах, правилах, положениях, должностных инструкциях. С одной стороны, государственные органы регулирования стремятся к формированию всеми участниками рынка принципа саморегулирования путем передачи ряда полномочий непосредственно участнику. С другой же стороны, государство оставляет за собой право вносить изменения или Дополнения в существующие правила и инструкции.

В соответствии с Федеральным законом <О рынке ценных бумаг> в задачи органов государственного регулирования входит:

  • установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
  • регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующих лицензий.

Существуют две модели регулирования рынка ценных бумаг:

  • Регулирование фондового рынка- преимущественно функция государственных органов управления. И лишь небольшая часть полномочий передается объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.
  • При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующим организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), которые на основании предписаний закона, согласований и переговоров осуществляют свою деятельность. Такая система сложилась в Великобритании, Японии и получает развитие в России.

Опыт зарубежных стран с развитым фондовым рынком показывает, что государство должно выполнять следующие функции:

  • разработку концепции развития рынка ценных бумаг и программы ее реализации;
  • совершенствование и разработку законодательных акций для развития рынка ценных бумаг;
  • разработку норм функционирования рынка и периодическое их обновление;
  • контроль за финансовым состоянием инвестиционных институтов;
  • создание системы страхования участников фондового рынка;
  • непосредственное регулирование рынка государственных ценных бумаг с целью погашения задолженности бюджетов разных уровней.

Практически процесс регулирования рынка ценных бумаг распространяется на первичный и вторичный рынки.

Задача государственного регулирования на первичном рынке состоит в поддержании единых требований при выпуске ценных бумаг в обращение и регистрации.

На вторичном рынке задачи органов государственного регулирования значительно увеличены. Они включают в себя аттестацию профессиональных участников рынка и выдачу квалификационных аттестатов; выдачу лицензий на право работы на фондовом рынке.

К методам регулирования рынка ценных бумаг можно отнести:

  • регистрацию выпусков проспекта эмиссии;
  • лицензирование субъектов;
  • аттестацию специалистов инвестиционных институтов;
  • аудиторский контроль финансового состояния эмитентов;
  • формирование информации о рынке ценных бумаг и их эмитентах;
  • проверку законности фондовых операций.

Основные правила регулирования представлены в Федеральном законе <О рынке ценных бумаг>. Закон в первую очередь определяет виды профессиональной деятельности на фондовом рынке. Для того чтобы заниматься этими видами деятельности, необходимо, как уже отмечалось, лицензировать профессиональных участников рынка. От уполномоченного лицензирующего органа зависит очень многое. Поэтому необходимо установить четкие объективные критерии, по которым уполномоченный орган мог бы подтвердить объективность принятого им решения.

В настоящее время существует несколько органов, осуществляющих регулирование фондового рынка. Так, в составе Государственной Думы имеется подкомитет по законодательству о финансовых институтах, фондовом рынке и страховании. Этот подкомитет включает экспертный совет, который формирует концепции новых законодательных актов и предложения по совершенствованию инфраструктуры.

Государственные органы, регулирующие рынки ценных бумаг, включают также:

  • Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовым рынкам при Правительстве РФ;
  • Министерство финансов;
  • Федеральное казначейство;
  • Государственный комитет по управлению государственным имуществом;
  • Центральный Банк РФ;
  • российский фонд имущества;

Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Из указанных органов регулирования рынка ценных бумаг необходимо выделить Комиссию по ценным бумагам. Ее роль в развитии рынка ценных бумаг состоит в разработке основных правил и инструкций, обязательных для исполнения всеми участниками, а также постоянное совершенствование нормативных документов.

Существует также в Правительстве РФ несколько министерств, которые выпускают нормативные акты: Министерства финансов, экономики, Государственный комитет по управлению имуществом РФ, Российский фонд федерального имущества, Государственный антимонопольный комитет.

Министерству финансов РФ предоставлены большие права по регулированию рынка ценных бумаг путем лицензирования, регистрации, контроля, бухгалтерского учета операций, а также выпуска государственных ценных бумаг.

Министерство экономики РФ разрабатывает концепцию инвестирования в экономику страны и тем самым участвует в регулировании рынка ценных бумаг.

Правила продажи акций приватизированных предприятий и проведение аукционов разрабатывает Российский фонд федерального имущества. К его сфере деятельности относится регулирование создания холдинговых компаний, реорганизация и ликвидация предприятий.

Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

К основным нормативным документам, регулирующим российский фондовый рынок, относятся:

  • Гражданский кодекс РФ, части и (1995-1996 гг.):
  • Закон <О рынке ценных бумаг> (1996 г.);
  • Закон <Об акционерных обществах> (1996 г.);
  • Закон <О Центральном Банке Российской Федерации> (1995 г.);
  • Инструкция Центрального Банка России <О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации> (от 17.09.1996 г., № 8);
  • Приказы и распоряжения Банка России и Министерства финансов РФ, касающиеся регулирования государственных ценных бумаг.