Расчеты через расчетную сеть Банка РоссииРасчетная сеть Банка России представляет собой совокупность расчетно-кассовых центров, на которые возложены функции обеспечения проведения платежей в банковской системе. Каждый коммерческий банк должен иметь корреспондентский счет в каком-либо РКЦ. Расчетно-кассовые центры являются посредниками при проведении расчетных операций между банками. Кроме проведения расчетов РКЦ занимаются кредитованием банков, кассовым обслуживанием, финансированием инвестиций за счет бюджетных средств и др.

Расчеты между самими коммерческими банками фиксируются по их корреспондентским счетам, открытым в РКЦ.

Если счета плательщика и получателя открыты в разных банках, обслуживаемых одним РКЦ, то банк списывает сумму со счета плательщика и дает поручение РКЦ о списании средств со своего счета для зачисления их на счет банка предприятия-поставщика.

Наиболее сложной является ситуация, при которой банки предприятия-поставщика и предприятия-плательщика обслуживаются разными расчетно-кассовыми центрами. В этом случае используется система счетов межфилиальных оборотов (МФО), в которой РКЦ присваиваются определенные номера счетов по МФО, по которым фиксируются расчетные операции с клиентами, обслуживаемыми в других РКЦ.

Расчеты по межфилиальным оборотам осуществляются посредством авизо по МФО, которые составляются и отправляются расчетно-кассовыми центрами в адрес других РКЦ для завершения межфилиальной операции. РКЦ, принимающие авизо, в свою очередь дают ответные проводки на всю сумму адресованных им авизо, за исключением дефектных. В случае отсутствия принадлежности авизо к определенному корсчету, его сумма отражается по счету средств, подлежащих выяснению.

После проверки неправильно адресованные авизо возвращаются в РКЦ, откуда они поступили.

Средства зачисляются на счета предприятий и организаций лишь при условии проведения данных операций по корреспондентским счетам их банков в обслуживающих их РКЦ. Осуществление расчетных операций по корсчетам ежедневно подтверждается выписками по ним со стороны расчетно-кассовых центров. Таким образом, не исключена ситуация, когда клиент банка, располагая необходимыми ресурсами на своем расчетном счете, не может осуществить платеж из-за недостатка средств на корсчете кредитного учреждения. Чтобы исключить задержку расчетов клиента, банки должны обеспечивать своевременное поступление необходимых средств на свои корреспондентские счета, поддерживать сумму средств на счетах в размере, необходимом для бесперебойной работы по расчетам с другими банками.

Расчеты через внутрибанковскую расчетную сеть

Учитывая тенденцию укрупнения банков, превращения их в многофилиальные структуры, Центральный банк РФ установил правила, регулирующие проведение расчетных операций филиалами кредитных организаций.

Кредитная организация вправе открыть на имя филиала следующие счета для осуществления расчетных операций с предоставлением ему права распоряжения этими счетами и отражения операций по этим счетам на его балансе:

  • корреспондентский субсчет в подразделении расчетной сети Банка России по месту расположения филиала;
  • корреспондентские счета в других кредитных организациях и их филиалах;
  • счета межфилиальных расчетов в головной организации, а также в любом из филиалов кредитной организации.

При этом порядок открытия, закрытия счетов межфилиальных расчетов устанавливается банком самостоятельно, а их открытие и закрытие осуществляется по распоряжению руководителя кредитной организации на основании решения уполномоченного органа управления кредитной организации.

Межбанковский клиринг

Под клирингом понимается система безналичных расчетов за товары, услуги, ценные бумаги, основанная на зачете взаимных требований и обязательств. Межбанковский клиринг, в свою очередь, - это система безналичных расчетов между банками путем зачета взаимных денежных требований юридических лиц.

По решению Центрального банка РФ организацию клиринговых расчетов могут брать на себя небанковские кредитные учреждения или клиринговые организации на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ.

Учредителями клирингового учреждения могут быть коммерческие банки, Центральный банк РФ, другие юридические и физические лица, за исключением органов власти, политических организаций, специализированных общественных фондов.

Основными задачами клиринговой организации являются:

  • ускорение и оптимизация расчетов между банками и иными кредитными организациями;
  • повышение достоверности и надежности расчетов;
  • развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (чеков, векселей, пластиковых карт и др.);
  • наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов банков;
  • внедрение современных международных технологий, стандартов, протоколов;
  • создание современной информационной банковской инфраструктуры;
  • надежная многоуровневая защита данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения;
  • контроль достоверности данных на всех этапах.

В настоящее время приняты две модели организации клиринговых операций. Первая модель предусматривает проведение клиринга с предварительным депонированием средств на счетах участников взаимозачетов. Согласно второй модели клиринг осуществляется без депонирования средств на счетах участников клиринга.

Клиринг может быть двусторонний, когда засчитываются требования двух банков, и многосторонний, когда в зачетных схемах участвуют три и более банков. При этом главная идея клиринга заключается в том, что только дебетовое сальдо, выявленное на лицевом счете по зачету, должно с определенной периодичностью погашаться реальными деньгами, которые передаются в распоряжение клирингового учреждения, и использоваться им для оплаты кредитового сальдо, образовавшегося у других участников клиринга.