Прямая социальная защита населенияОсновным объектом прямой социальной защиты (помощи) является благосостояние наиболее обездоленной части населения. Она охватывает преимущественно тех, кто, не обладая адекватными материальными источниками жизнеобеспечения в виде достаточных сбережений, доходов от капиталовложений, ценных бумаг и, особенно, от продажи своей рабочей силы на рынке труда, не способен к самостоятельному выживанию. Как правило, это лица, не достигшие или превысившие трудоспособный возраст, а также те, кто, находясь в таком возрасте, по тем или иным причинам не участвуют в общественном производстве (хронически или временно больные, инвалиды, учащиеся и т. п.). Прямая помощь может предоставляться не только отдельным лицам, но и низкодоходным семьям, на содержании которых они находятся (например, многодетным), и т. д.

Под <защитой> обычно подразумеваются обеспечение экономически слабым слоям населения минимальных средств к существованию в виде социальных пособий, нейтрализация или, по крайней мере, смягчение разрушающего воздействия <внешних> обстоятельств (экономических, политических) на такие пособия, их покупательскую способность, предотвращение общего падения жизненного уровня таких слоев. Под <социальной> — решающая роль общества, прежде всего государства, в организации и финансировании такой защиты, в ее осуществлении.

О размерах этих слоев частично можно судить на основании данных о численности пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. В начале 1995 года количество пенсионеров всех видов составило 36,6 млн. человек, в том числе по старости -29,1 млн. (79,4%), инвалидности -3,9 млн. (10,7%), по случаю потери кормильца -2,4 млн. (6,6%) и др. В результате, на 1 тыс. человек населения приходится 248 пенсионеров. Это одна из наиболее быстрорастущих групп населения. За последние четверть века ее величина выросла на 63%.

Прямая социальная защита наиболее обездоленных и экономически слабых слоев населения является не только одним из главных, но и одним из наиболее ранних направлений социальной политики. Общество издавна, вначале преимущественно по моральным, а также политическим, соображениям брало на себя заботу об отдельных представителях этих слоев.

Прямая социальная защита представляется традиционным направлением социальной политики. За время своего продолжительного существования оно претерпевает значительную эволюцию по содержанию, масштабам, методам, источникам финансирования, институтам и т. д. Разрозненные усилия соседей, членов небольших сообществ, групп взаимопомощи, церковных организаций, состоятельных филантропов, профессиональных объединений трудящихся, благотворительные акции частных лиц и бизнеса, некогда игравшие главную роль в механизме прямой социальной защиты населения, ныне составляют лишь его небольшую, преимущественно периферийную часть. В центре этого механизма — государственная система социального обеспечения.

Прямая социальная защита наиболее уязвимых слоев населения осуществляется прежде всего через социальное обеспечение. Уже в переходный период начинает формироваться новая система — более интенсивная, адресная и динамичная. Повышение эффективности всех звеньев социального обеспечения, совершенствование методов его деятельности, более экономное и рациональное использование тех скудных средств, которые выделяет общество на социальные потребности, приобретают решающее значение.

Инфляционный рост цен выдвигает в качестве главной задачи социального обеспечения защиту реальной величины социальных пособий. В России попеременно применяются оба метода нейтрализации негативных социальных последствий инфляции. При этом индексация в принципе выглядит более эффективной в смягчении падения реальных, то есть скорректированных на рост цен, пособий. Но индексация в состоянии сама оказывать значительный инфляционный эффект.

Компенсация менее результативна в социальном отношении, но и ее инфляционные последствия значительно менее ощутимы. Пытаясь совместить нейтрализацию социальных последствий инфляции с решением экономических (финансовых) задач, правительство отдает предпочтение методу компенсации как относительно оптимальному в нынешней социально-экономической ситуации.

Меры по нейтрализации негативных последствий инфляции не привели к полностью положительным результатам. Они способствовали лишь некоторому смягчению тенденции к падению реальной величины социальных пособий, но не смогли предотвратить ее развитие. Ни одна, даже самая совершенная, система социального обеспечения не в состоянии справиться с той гигантской волной роста цен, которая обрушилась на Россию. Выход не только в модернизации самой системы социального обеспечения, но и в еще большей степени в сдерживании инфляции, в уменьшении ее масштабов, в экономической стабилизации.

В связи с ограниченными возможностями противостоять росту цен денежными средствами большое значение в поддержании уровня жизни социально уязвимых слоев приобретает неденежная, включая натуральную, помощь. Она приобретает разнообразные формы и возрастающие размеры.

Существенные изменения происходят и в области организации социального обеспечения. Такие изменения касаются, в частности, ее финансирования. Здесь, наряду с бюджетными ассигнованиями, большое значение приобретают внебюджетные фонды.

Социальная служба все больше децентрализуется. В возрастающей степени она падает на плечи региональных и особенно местных органов исполнительной власти. Местная инициатива, обладая наибольшими возможностями учитывать индивидуальные и групповые особенности нуждающихся в прямой социальной помощи, приобретает решающее значение. Тем самым обеспечивается гибкость системы прямой социальной защиты населения в переходный период, ее отзывчивость на конкретные потребности различных экономически слабых слоев в разных регионах России и повышается общая эффективность этого особенно важного в условиях экономического кризиса направления социальной политики государства.