Продукт-заменитель (англ. Substitute good) - в теории потребления товар, потребитель воспринимает как подобный или сопоставимый, тот что при его наличии может быть выбраным вместо основного, если ситуация на рынке изменится. Нередко основной продукт и продукт-заменитель меняются местами. Формально, товары X и Y являются взаимозаменяемыми, если при повышении цены X спрос на Y увеличивается.

Примером взаимозаменяемых товаров есть такие пары: чай и кофе, мясо индейки и мясо курицы. Это товары, которые оцениваются потребителями как заменители друг друга по функциональному назначению, потребительскими качествами, ценой, эксплуатационными и другими качественными характеристиками.

Иногда под продуктом-заменителем понимают сахар, который уступает по качеству, например низкокалорийный заменитель сахара, концентрат сока, порошок молока и т. д.