Маркетинг (англ. Marketing, от market - рынок) - это система мероприятий по управлению операциями сбыта и торговли, регулирования рыночных процессов, изучение конъюнктуры и закономерностей функционирования рынка. Политическую деятельность в любом обществе и при любом политическом режиме также направлено на завоевание и удержание контроля над рынком, но рынком специфическим - рынком власти. Итак, в условиях цивилизованного соревнование за право управления политической сферой общества под политическим маркетингом понимают совокупность форм, методов и технологий исследования, проектирование, регулирования и внедрение в общественно-политическую практику тех или иных установок общественного сознания с целью завоевания рынка власти и содержание контроля над ним. Учитывая типологию политических объектов и субъектов, выделяют политический маркетинг политических лидеров, политических, государственных и других учреждений, отдельных организаций, а также идей, программ, концепций, доктрин и тому подобное.

Функции

К основным функциям политического маркетинга относятся:

  • изучение представления людей о политике, организации или идею;
  • определения характеристик идеального образа, который существует в массовом сознании;
  • планирования и осуществления конкурентоспособной программы действий, рассчитанной на завоевание понимания и активную поддержку политического лидера, организации или идеи.

Технологии политического маркетинга

  • формирования и изучения политических потребностей, политического спроса на политические действия и результаты таких действий;
  • воспроизведения «политического продукта» с учетом того, какой «ценой» он достигается;
  • создания «нового» в политике с учетом всех форм расходов, в том числе и политических;
  • доведение до объекта и субъекта политики расчетов реальных политических возможностей на конкретном этапе;
  • изготовления и использования политической рекламы, политической агитации, стимулирование политических действий, активного политического поведения и др.

Составляющая политического маркетинга

Политический рынок рассматривается специалистами по аналогии с хозяйственным рынком: так, например, правительство отвечает на потребности партий, движений, групп давления так же, как в экономике предложение отвечает на спрос. Отработанными, испытанными средствами установления равновесия на политическом рынке считают такие: самостоятельность и независимость политических субъектов, ни один из которых не обладает монопольным положением на политической сцене; равноправие политических субъектов, обеспечивается детально разработанной системой норм, регулирующих их деятельность и взаимоотношения; общественная система ценностей как основание для достижения консенсуса между политическими субъектами и тому подобное. Одной из важнейших составляющих политического маркетинга является изучение особенностей функционирования рынка власти в обществе. Речь идет об изучении и анализ политической культуры общества, уровня развития политических структур, банка данных политических лидеров (то есть политической и властной элиты), и, конечно, установок общественного сознания. Важнейшими видами и неотделимыми составляющими политического маркетинга является исследование политического рынка, избирательная инженерия и политическое рекламирование.

Специалисты по политического маркетинга

Сейчас вопрос политического рекламирования исследуют политологи, социологи, политические психологи, специалисты в области традиционных и электронных средств массовой информации, менеджеры политических компаний, художники и актеры - все те, кто так или иначе связан с проблемами политической коммуникации и с достижением желаемого результата в политической деятельности. Специалисты в области имиджелогии выделяют следующие этапы политического рекламирования: изучение идеологических и социо-психологических установок граждан относительно имиджа политического деятеля, организации; исследования характеристик имиджа реального кандидата, сформированного в то время общественностью; создание имиджа кандидата в соответствии с предпочтениями большинства избирателей; разработка форм и методов использования средств массовой информации в пользу созданного имиджа кандидата.