Политичечкий потенциал корпорацийНесомненно, что главным политическим ресурсом компании, который, по сути дела, определяет все остальное, — это ее экономический вес, та роль, которую она играет в отрасли, народном хозяйстве и в системе экономических связей за рубежом. Уже один тот факт, что она дает около 5% поступлений в бюджет и выступает влиятельным участником мирового нефтяного бизнеса, а также во многом определяет экономические и социальные условия в ряде городов и регионов страны, побуждает всерьез считаться с ней всех тех игроков на политической арене, о которых шла речь выше.

Поскольку, однако, в системе своих политических отношений компания представляется не анонимным целым, а действует либо через специально созданные структуры, либо через отдельных должностных лиц, есть смысл несколько подробнее коснуться и этого вопроса.

Основным органом или учреждением, специально предназначенным для «политического представительства» компании является управление общественных связей, образованное почти сразу же после ее создания. Как отмечают представители компании, «ЛУКОЙЛ» была одной из самых первых корпораций, создавших такое управление. Основным его подразделением является отдел общественных связей с государственными и общественными организациями, в функции которого входит, в основном, взаимодействие с рядом профильных комитетов Государственной думы, отдельными депутатами, а также политическими партиями, их думскими фракциями, другими объединениями и организациями. Руководство и сотрудники отдела — постоянные участники слушаний по проблемам энергетики и нефтегазового комплекса. В результате регулярных контактов с депутатами Думы, членами и руководителями ряда комитетов и фракций сложилась достаточно прочная система формальных и неформальных связей, позволяющих компании не только постоянно отслеживать прохождение интересующих ее законопроектов на всех основных стадиях, но и активно участвовать в этом процессе.

Одна из функций управления и его подразделений на местах заключается в организации электоральной активности в период предвыборных кампаний как в РФ в целом, так и в регионах.

О том, какое значение придает компания управлению общественных связей, свидетельствует хотя бы то, что при общей линии на сокращение административно-управленческого аппарата штат и структура Управления время от времени расширяются. Последним крупным шагом в этом направлении было создание отдела по связям с регионами.

Наряду с взаимодействием с «внешними» акторами управление общественных связей компании «ЛУКОЙЛ» большое внимание уделяет внутрикорпоративным отношениям. Как пишет в своей книге «Пиар крупных российских корпораций» начальник управления А. Василенко, «внутренний пиар», т.е. создание нормального, благоприятного для компании и ее производственной деятельности социального климата является одной из важнейших функций управления, для реализации которой поддерживаются постоянные контакты с профсоюзами, их центральным и местным руководством, а также с социологическими службами дочерних компаний. Одна из главных задач этих служб — отслеживать настроения персонала, выявлять возникающие здесь проблемы и «узкие места», чтобы при необходимости руководство компании могло своевременно отреагировать на них и предотвратить малейшую угрозу «социальному миру» в компании.

Своего рода сверхзадачей управления и его подразделений в дочерних компаниях является формирование привлекательного имиджа корпорации, от которого не в малой степени зависит политический авторитет (и вес) как всей компании, так и ее руководства. Поэтому особое внимание уделяется отношениям со СМИ, «работа с которыми, — замечает Василенко, — обходится компании в весьма солидные суммы».

Общение с прессой, особенно на «высшем уровне» — важнейшая составляющая корпоративного пиара. Непосредственной организацией этого общения занимается руководство управления общественных связей, а также существующая при нем пресс-служба. Через своего руководителя и сотрудников пресс-служба поддерживает отношения со СМИ, отвечает на вопросы журналистов, комментирует интересующие прессу и общественность события в компании и вокруг нее.

В непосредственной связи с деятельностью управления и в сфере его ответственности находятся средства массовой информации самой компании, а также родственные ей СМИ. Одним из наиболее существенных приобретений компании в этой сфере явилась покупка почти 50% акционерного капитала газеты «Известия», которая позволила ей иметь трех своих представителей

в совете директоров. Компания имела также часть акций таких телеканалов, как ТВ-6, РЭН-TV, однако ввиду непрекращающихся реорганизаций ее отношения с этими каналами нельзя считать стабильными. Более прочные позиции у «ЛУКОЙЛ» в журналах «Смена» и «Профиль». В последнее время все большее значение компания и ее руководство придают развитию СМИ в регионах (преимущественно через дочерние структуры).

Видимо, можно согласиться с утверждением авторов раздела о СМИ в упоминавшемся сборнике «Финансово-промышленные группы и конгломераты», которые пишут, что <«ЛУКОЙЛ», как и некоторые другие крупные бизнес-группы, используют собственные СМИ в качестве «канала имиджевого влияния», направленного на реализацию «PR-мероприятий» и позволяющего в условиях политического кризиса или избирательных кампаний ставить их на службу тем или иным политическим интересам>.

Более непосредственно интересы компании представляет издающийся ею и не раз цитировавшийся выше ежемесячный журнал «Нефть России». Журнал является весьма политизированным изданием, в нем публикуются статьи по широкой проблематике нефтегазовой отрасли, среди авторов — президент и вице-президенты компании, другие ответственные должностные лица, депутаты Федерального собрания, региональные политики и бизнесмены, эксперты. По сути дела «Нефть России» выступает не только в качестве «голоса» компании-учредителя, но и формулирует наряду с такими журналами, как «Нефтегазовая вертикаль», общие позиции нефтяников и газовиков. Учитывая круг читателей журнала, «ЛУКОЙЛ» использует его прежде всего для утверждения своего интеллектуального и политического влияния в нефтяной отрасли и тем самым — общих политических позиций в системе власти.

При всем значении вышеназванных структур, средств и персоналий наибольшее влияние на политическом поле компания, как и другие крупные корпорации, оказывает через свое высшее руководство и в первую очередь через своего президента. К тому, что было сказано выше о роли В. Алекперова в компании, можно добавить также, что на собрании акционеров 2000 г. срок полномочий президента был продлен с двух до пяти лет. Кроме того, отныне он избирается не советом директоров, а общим собранием акционеров. Досрочная отставка президента может быть санкционирована теперь лишь 3А голосов собрания. Все эти решения призваны еще более укрепить его роль в компании и вне ее.

Уровень политического взаимодействия топ-менеджеров компании, как правило, весьма высок; они выступают не только в качестве влиятельнейших лоббистов, но и в ряде случаев как реальные участники системы подготовки и принятия важных государственных решений, причем не только в нефтегазовом комплексе.

Несмотря на отсутствие В.Алекперова в Совете по предпринимательству и в Бюро РСПП, он является непременным участником совещаний и консультаций, проводившихся как бывшим, так и нынешним Президентом РФ с так называемыми олигархами. От случая к случаю В. Алекперов встречается с Президентом и в менее формальной обстановке. Без его участия не проходит практически ни одна встреча премьера с «нефтяными генералами».

Подтверждением реального влияния президента «ЛУКОЙЛ» является его неизменно высокий рейтинг среди сотни ведущих политиков России, регулярно (раз в месяц) публикуемый «Независимой газетой». Чаще всего он занимает в этом списке 10-28-е места, опережая многих министров, думских деятелей, губернаторов и т.д. Еще выше его рейтинг среди 25 сильнейших лоббистов (обычно 5-6-е места) и влиятельных предпринимателей (2-5-е места).

Президент, вице-президенты, другие топ-менеджеры корпорации имеют отлаженную систему контактов и связей в центральном правительстве, Федеральном собрании, республиканских и региональных органах власти, в политических и административных кругах зарубежных стран и особенно республик бывшего Советского Союза.

Аналогично описанному выше инструментарию политического влияния и участия компании на федеральном уровне сложились каналы и механизмы влияния ее дочерних структур в регионах. При этом, конечно же, наиболее развитые связи сложились в регионах, где предприятия компании имеют давнюю и хорошо укоренившуюся «прописку». Это прежде всего Ханты-Мансийский национальный округ Западной Сибири, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, северная часть Прикаспия, Северный Кавказ, Калининград. В последние годы к ним добавились Республика Коми, Архангельская область и Ненецкий национальный округ, Мурманская область, некоторые другие города и регионы. Общее число субъектов РФ, где компания осуществляет свою производственную, торговую и финансовую деятельность, составляет, как уже отмечалось, более 40. При этом, как и на федеральном уровне, помимо формальных контактов и взаимодействия здесь действует и постоянно укрепляется система неформальных связей и отношений.

Посмотрим, однако, как работает только что описанный инструментарий на основных участках российского политического поля.