Перспективы развития банковской системы РФОдной из целей денежно-кредитной политики проводимой центральным банком является стимулирование кредитования реального сектора экономики. При этом расчеты Банка России показывают, что средний уровень капитализации региональных банков составляет порядка 50 млн. руб., что при действующих нормативах ограничения риска определяет порог кредитования одного заемщика на уровне 12,5 млн. руб. Этого объема кредитных ресурсов может быть достаточно для небольших предприятий, но эти объемы не соответствуют финансовым потребностям крупных предприятий топливно-энергетического комплекса, машиностроения, золотодобывающей, химической отраслей промышленности и т. д.

В послекризисный период декапитализация банковской системы продолжает оставаться наиболее существенной проблемой. Совокупный капитал российских банков (без учета Сбербанка России) уменьшился со 102 млрд. руб. на 1.08.98г. до 41 млрд. руб. на 1.03.99 г., или на 60 %. Начиная с марта 1999 г. начался процесс роста капитала: за период с 01.03.99 г. по 01.10.99 г. совокупный капитал банков вырос на 42 млрд. руб. (или более чем в два раза) и составил 84 млрд. руб. (82 % от предкризисного уровня). Причинами роста капитала являлись рекапитализация действующих банков и отзыв лицензий у неплатежеспособных банков, имевших отрицательный капитал, обеспечившие соответственно 76 и 24 % прироста капитала банковской системы.

Несмотря на то, что Банк России пересмотрел свое отношение к перспективам функционирования средних и малых банков и существенно смягчил требования к минимальному размеру собственных средств (капитала), необходимость существования крупных и многофилиальных банков никоим образом не ставится под сомнение.

При этом <крупный банк> не означает <непотопляемый>. Кризис 1998 г. продемонстрировал, что именно крупные структурообразующие банки испытали все негативные последствия недооценки важности работы с реальным сектором, увлечения спекулятивными операциями на финансовых рынках, масштабных заимствований на западных рынках капитала и массовых изъятий вкладов населением.

С августа 1998 г. совершенствование регулирования деятельности коммерческих банков проводится по двум направлениям. Первое направление — это разработка мер оперативно-тактического характера по преодолению влияния острых последствий финансового кризиса на банковскую систему. Второе направление связано с комплексным совершенствованием нормативной базы банковского регулирования в целях повышения надежности и стабильности банковской системы, укрепления доверия к ней кредиторов и вкладчиков.

Центральным банком РФ в первые же месяцы кризиса был принят целый ряд оперативно-тактических документов, позволивший смягчить последствия кризисных явлений в банковской системе. Важнейшие из них, которые действовали в период до 01.07.99 г.:

  • Указание № 393-У <О порядке определения в абсолютной величине предельных значений обязательных нормативов>, позволившее рассчитывать нормативы, исходя из размера капитала на 01.08.98 г.;
  • Указание № 394-У <О временном порядке определения предельных значений величины открытых валютных позиций>, позволившее при составлении отчетов о величине открытой валютной позиции брать валютный эквивалент капитала на 01.08.98 г.;
  • Указание № 396-У <О расчете влияния изменения курса иностранной валюты на выполнение обязательных нормативов и особенности применения мер воздействия к кредитным организациям за Нарушения обязательных нормативов в результате роста курса иностранных валют к рублю РФ>, позволившее при нарушении обязательных нормативов, установленных Инструкцией № 1 и Указанием № 393-У, частично нивелировать резкое падение курса рубля.

К кредитным организациям, производившим перерасчет обязательных нормативов в соответствии с этими Указаниями, не применялись штрафные санкции в случае, если полученные в результате перерасчета значения обязательных нормативов соответствовали их значениям, установленным Инструкцией Банка России № 1 и Инструкцией №41.

Параллельно с тактическими шагами Банк России предпринял ряд мер, направленных на совершенствование нормативной базы, регулирующей банковскую деятельность:

  • изменен в сторону ужесточения порядок расчета нормативов достаточности собственных средств H, мгновенной ликвидности Н2, текущей ликвидности НЗ, общей ликвидности Н5, максимального размера риска на одного заемщика Н6, норматив использования собственных средств банка для приобретения акций (долей) одного юридического лица Н12.1;
  • введен новый порядок расчета собственных средств (капитала), который максимально приближен к международным стандартам и соответствует рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору. Теперь капитал банка делится на основной и дополнительный, причем в основной капитал входят только действительно стержневые составляющие;
  • с апреля 2000 г. вводится в действие Положение Банка России № 89-П <О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков>, в соответствии с которым в расчет норматива достаточности собственных средств будет включаться величина принимаемых банком рисков по инструментам, чувствительным к изменениям процентных ставок, рыночных цен и курсов иностранных валют;
  • введено обязательное создание резервов под операции банков с резидентами оффшорных зон;
  • лимиты открытой валютной позиции рассчитываются по балансовым, внебалансовым счетам и срочным сделкам раздельно.

В 2000 г. в целях установления характера влияния на финансовое состояние кредитных организаций их вложений в капиталы других юридических лиц, операций и сделок с этими юридическими лицами, их возможности управлять деятельностью этих юридических лиц, а также для определения совокупной величины рисков и собственных средств консолидированной банковской группы кредитные организации должны представлять Банку России отчетность о состоянии требований и обязательств, собственных средств, а также финансовых результатов деятельности указанной группы.

Анализ консолидированной отчетности позволит реально оценивать финансовое состояние кредитных организаций как надзорными органами, также и руководством коммерческих банков. Неизбежным следствием финансового кризиса стало ухудшение качества активов банков. Объем просроченной задолженности по предоставленным кредитам возрос за период с начала года на 7 %. В настоящее время действует требование о создании резерва на возможные потери по ссудам в размере не менее 75 % от величины расчетного резерва. При этом принудительные меры воздействия к банкам применяются только в случае создания резерва в размере менее 50 % от расчетного по ссудам, отнесенным ко 2-4-й группам риска. С 01.02.2000 г. кредитные организации будут обязаны формировать резерв для компенсации возможных потерь по всей ссудной и приравненной к ней задолженности, классифицируемой в зависимости от уровня кредитного риска, в полном объеме. Размер отчислений по -й группе <стандартные ссуды> составляет 2 %, по 2-й группе <нестандартные ссуды> — 20 %, по 3-й группе <сомнительные ссуды> — 50 %, по 4-й группе <безнадежные ссуды> — 100 %. В Наряду со снижением доходности от традиционных банковских операций (кредитных операций и вложений в ценные бумаги) необходимость доначисления резервов является основной причиной убытков, понесенных кредитными организациями в текущем году.

Убыточная и низкорентабельная деятельность кредитных организаций приводит к уменьшению размера собственных средств (капитала). С 01.07.99 г. изменена методика расчета собственных средств (капитала) банка, она стала более приближенной к международным стандартам. Величина собственных средств определяется как сумма основного и дополнительного капитала, при этом прибыль отчетного года, а также часть фондов, сформированных за счет Прибыли текущего года, включаются в состав основного или дополнительного капитала в зависимости от наличия подтверждения аудиторской фирмы. Показатель величины собственных средств (капитала) используется в целях определения значений экономических нормативов, лимитов открытой валютной позиции. Снижение значения указанного показателя по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 10 месяцев, более чем на 20 % при одновременном нарушении одного из обязательных экономических нормативов является одним из оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации в соответствии с Федеральным законом <О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций>. Таким образом, одной из важнейших задач кредитных организаций является наращивание собственных средств (капитала), в том числе путем увеличения уставного капитала.

Следует отметить, что Банк России уделял и будет уделять внимание созданию эффективной системы внутреннего контроля, одной из задач которой является своевременная идентификация, оценка и принятие мер по минимизации рисков. По данным Банка России, лишь в 35 % кредитных организаций, создавших службы внутреннего контроля в головных офисах, организован контроль за деятельностью филиалов, а службы внутреннего контроля непосредственно в филиалах имеют вообще лишь 6 % кредитных организаций. Банк России считает, что внутренний контроль — это не просто политика, набор положений или систем оценки рисков, а постоянный во времени процесс, осуществляемый Советом директоров, исполнительным руководством банка и всеми его сотрудниками. Усиление роли службы внутреннего контроля тесно увязывается и с вопросом повышения ответственности собственников кредитных организаций за их финансовое положение.

Ограниченность доходных ликвидных инструментов привела к появлению избыточной ликвидности в банковской системе в виде роста остатков средств на корреспондентских счетах. По состоянию на 01.09.99 г. на корреспондентских счетах в банках было размещено 49,2 млрд. руб. (на 01.10.99 г. — 55,2 млрд. руб.), что почти в 6 раз больше (с учетом поправки на обесценение курса национальной валюты в 2 раза), чем по состоянию на 1.08.98 г.

Несмотря на снижение количества действующих проблемных кредитных организаций и уменьшение их доли в основных показателях банковской системы (в совокупных активах — с 46 до 21 %, в привлеченных вкладах населения — с 14 до 7 %, в привлеченных межбанковских кредитах — с 78 до 50 %), работа с указанными банками является крайне актуальной проблемой реструктуризации банковской системы.

Одной из важнейших задач банковской системы на современном этапе ее развития является создание инфраструктуры, необходимой для эффективного функционирования рыночного механизма, что подразумевает бесперебойное осуществление расчетов, расширение спектра финансовых услуг, операции с реальным сектором экономики, разработку новых банковских продуктов.