Парадокс глобализации - парадокс, описанный американо-турецким экономистом Дени Родрик (англ. Dani Rodrik), который он также называет трилеммою глобализации, предполагая наличие конфликта между демократией, экономической глобализацией и неограниченной автономией или суверенитетом государств. Родрик утверждает, что невозможно сосуществование этих трех целей политики на уровне национального государства.

The Globalization Paradox

В 2011 г.. Была издана книга Родрика The Globalization Paradox: Democracy and the Future of the World Economy, посвященную анализу причин и истоков постулируемого автором парадокса. Его квинтэссенцией он считает конфликт между демократической системой государственного управления, перспективной интеграцией экономики отдельных государств в мировую экономику (гиперглобализация в смысле Родрика) и суверенитетом, особенно в отношении экономической и социальной политики.

По мнению Родрика, можно совместить не более двух из вышеупомянутых политических целей, на что до сих пор в дискурсе проблемы глобализации не обращают внимание. Он утверждает, что гиперглобализация возможна только в случае создания той или иной формы мирового правительства (глобальный федерализм), или отказ от демократии в отдельных государствах в пользу технократической элиты, пристосовуватиме свою политику к требованиям мирового рынка (а не с ожиданиями граждан). Родрик считает, что первый вариант не является реалистичным, а второй недопустимым по моральным соображениям, остается отказ от гиперглобализации в пользу системы аналогичной Бреттон-Вудской системе. Как утверждает Родрик, такая система позволит суверенным, демократическим странам воспользоваться мирового рынка - в пределах, определенных международными принципами его работы.

Умная глобализация

В последней главе своей книги под названием A Sane Globalization, Родрик предложил международный проект экономической системы, которая позволяет избежать трилеммы глобализации. Предлагаемая реформа включает:

  • изменение правил ВТО, с тем чтобы государства-члены имели больше свободы в управлении своими национальными экономиками (например, позволяя определенные формы протекционизма, чтобы защитить национальные рынки или определенным образом направлять развитие промышленности),
  • введение регулирования мировых финансовых рынков (например., налог Тобина),
  • разрешение бесплатного (по сравнению с текущей ситуацией - Родрик не исключает определенные ограничения) перемещения рабочей силы между странами,
  • восприятие развивающихся стран, как полноправных хозяйственных партнеров.