Монотонность отношения предпочтения означает, что потребитель отдает предпочтение большим потребительским наборам над меньшими. Это свойство коррелирует с поведением потребителей в большинстве ситуаций. Свойство строгой монотонности формулируют как аксиому ненасыщенности потребителя.

Формальное введение монотонности отношения предпочтения требует сначала уточнения относительно определения «бóльший набор». Сравнение наборов по величине проводится с помощью отношений ≥ и >. Пусть x = (x1, x2,...,xn) и y = (y1, y2, ... ,yn)  — два произвольных набора.

  • x ≥ y ⇔ xi ≥ yi∧x ≠y . Отношение ≥ означает, что каждого из товаров в наборе x не меньше, чем в y и по крайней мере на один товар больше.
  • x > y ⇔ xi > yi . Отношение > означает, что каждого из товаров в наборе x больше, чем в наборе y .

Отношение предпочтения называется слабо монотонным, если x > y ⇔ x ⇔ y , и называется строго монотонным, если x ≥ y ⇔ x ⇔ y .

Импликации в определении монотонности являются односторонними, поскольку отношение сравнения по величине, в отличии от отношения предпочтения, не являются полными. Например, если корзине x больше первого товара, а в корзине  y  — второго, то такие корзины являются несравнимыми по величине, но их можно сравнить по отношению предпочтения.

Среди немонотонных отношений предпочтения можно выделить два класса:

  • существует точка насыщения, то есть конечный лучший потребительский набор;
  • один или несколько товаров препятствуют достатку, и уменьшение их количества делает набор лучшим.

Примером отношения предпочтения, которое является монотонным, но не является строго монотонным, является отношение предпочтения, описывающее совершенно взаимодополняющие товары и представляеемое функцией полезности Леонтьева.