Франшиза (англ. deductible) - собственное удержание страхователя в риске; означает долю страховой суммы, которая не подлежит выплате страховщиком в случае убытка.

Франшиза бывает условной и безусловной

Франшиза может быть выражена как пропорциональная доля (в процентах от страховой суммы либо убытка), либо как фиксированная величина.

Размер франшизы и ее тип указываются в условиях договора страхования и страховом полисе (свидетельстве).

Условная франшиза - доля страхового возмещения, которая покрывается страховщиком в случае, если сумма страхового убытка превышает ее объем.

Например, при страховой сумме 100 р. установлена условная франшиза 15% от страховой суммы (т. е. 15 р.). В случае, если размер убытка составляет 10 р., то такой убыток не подлежит возмещению (т. к. сумма убытка меньше условной франшизы).
С другой стороны, если при тех же исходных условиях размер убытка составит 20 р., возмещению страховщиком будет подлежать сумма 20 р. (т. к. сумма убытка больше условной франшизы).

Безусловная франшиза

Часть убытка, не подлежащая возмещению страховщиком и вычитаемая при расчете страхового возмещения из общей суммы возмещения.

Например, при страховой сумме 100 р. установлена безусловная франшиза 15 р. от страховой суммы. В случае, если размер убытка составляет 10 р., то такой убыток не подлежит возмещению (т. к. сумма убытка меньше безусловной франшизы).
С другой стороны, если при тех же исходных условиях размер убытка составит 20 р., возмещению страховщиком будет подлежать сумма 5 р. (т. е. 20 р. — 15 р. = 5 р.)

Если размер безусловной франшиза определяется, как пропорциональная доля убытка), то установленный размер безусловной франшизы в любом случае вычитается из суммы страхового возмещения.

Например, при страховой сумме 100 р. установлена безусловная франшиза 15% от страхового убытка. В таком случае если размер убытка составляет 10 р., то размер страхового возмещения составит (10 р.- 15%) = 8 р. 50 к.

Коммерческая концессия (франчайзинг, франшиза) .

Регулируется главой 54 ГК РФ. Термин "Коммерческая концессия" эквивалентен терминам франчайзинг, франшиза.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 1027 ГК РФ).