Финансы государственного сектора экономики — система экономических отношений по поводу формирования и распределения финансовых ресурсов субъектов государственного сектора экономики для обеспечения их эффективного развития, удовлетворения социально-экономических потребностей общества и соблюдения надлежащего уровня национальной безопасности.

Назначение финансов государственного сектора экономики

Назначение финансов государственного сектора экономики обусловлено основными функциями финансов, которыми являются:

  • распределительная (формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, перераспределение финансовых ресурсов между материальной и нематериальной сферами, обеспечения непрерывного процесса производства, материального стимулирования работников);
  • обеспечительная (обеспечение структурных экономических реформ, кругооборота внеоборотных и оборотных активов, поддержка стратегических и приоритетных отраслей экономики, обеспечения социальных гарантий населения)
  • контрольная (контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов).

Выполнения возложенных на финансы государственного сектора функций, связанное с формированием финансовых ресурсов государства и выполнением ею обязательств социально-экономического направления.

Общее описание

Система финансовых отношений субъектов государственного сектора экономики, включает в себя те же финансовые отношения, и финансы любого предприятия, поскольку характер и направления хозяйственной и финансовой деятельности не зависят от формы собственности. Объектом финансовых отношений государственных предприятий, как и предприятий других форм собственности, являются процессы распределения стоимости валовой продукции, а именно — дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Инструментом финансовых отношений являются денежные средства. Сферы финансовых отношений государственных предприятий имеют два уровня: внутренние и внешние финансовые отношения.

Внутренние финансовые отношения субъектов государственного сектора имеют преимущественно распределительный характер и включают: финансовые отношения по поводу формирования уставного капитала, которые могут возникать как с государством, так и с негосударственными учредителями (собственниками) финансовые отношения, связанные с образованием и распределением первичных денежных доходов (выручки, прибыли, денежных фондов); финансовые отношения по поводу формирования и использования амортизационных отчислений.

Внешние финансовые отношения субъектов хозяйствования государственного сектора экономики включают: отношения, которые возникают между субъектами хозяйствования в связи с продажей и реализацией продукции, осуществлением паевых взносов, получением и уплатой штрафных санкций; финансовые отношения между предприятием и государством по поводу налоговых и других платежей, бюджетного финансирования; финансовые отношения, возникающие между предприятиями и банковскими учреждениями по поводу расчетно-кассового обслуживания, кредитования и предоставления других кассовых услуг, финансовые отношения с учреждениями общего инвестирования (паевые инвестиционные фонды) по поводу размещения временно свободных денежных средств в финансовые инструменты рынка ценных бумаг; отношения со страховыми компаниями.

Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования государственного сектора экономики используются с целью финансирования оборотных и внеоборотных активов, формирования резервного капитала, фондов целевого назначения, выполнения финансовых обязательств и тому подобное. Первичное формирование финансовых ресурсов субъектов хозяйствования государственного сектора экономики связано с созданием уставного капитала, в дальнейшем их объемы наращиваются за счет осуществления хозяйственной деятельности или бюджетного финансирования. Специфической чертой формирования собственных финансовых ресурсов субъектов государственного сектора экономики является то, что в основном они принадлежат государству и поступают в результате перераспределения средств бюджета. В то же время субъекты хозяйствования государственного сектора могут привлекать финансовые ресурсы через механизм их мобилизации на финансовом рынке, а также в виде государственных дотаций, субсидий и государственных инвестиций. В условиях недостаточности собственных и привлеченных ресурсов для полного финансирования инвестиционных потребностей и пополнения оборотных активов субъекты государственного сектора экономики могут использовать заемные средства в виде кредитов, например, банковского, государственного, коммерческого, лизингового кредитования; средств от эмиссии облигаций.

Создания и функционирования финансов государственного сектора экономики имеет общие черты с финансами субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности в сферах финансовых отношений, в формировании финансовых ресурсов и в организации финансов. Но в то же время им присущи и свои особенности, которые заключаются прежде всего в том, что учредителем или владельцем данных субъектов хозяйствования является государство; результаты выполнения присущих данному сегменту функций влияют на функционирование субъектов экономической системы; источниками формирования финансовых ресурсов в основном являются государственные (бюджетные) средства; деятельность субъектов государственного сектора экономики направлена ​​на обеспечение надлежащего уровня национальной безопасности, выполнение государством социально-экономических функций и ведения расширенного воспроизводства направленного на выполнение государственных заказов и контрактов.