Валютный кризис в России, начавшийся в 2014 году — девальвация российского рубля по отношению к иностранным валютам, вызванное стремительным снижением цен на энергоресурсы, продажа которых составляет значительную часть в доходах бюджета России, а также введением экономических санкций в отношении России из-за крымского кризиса.

Эти факторы вызвали значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, а затем увеличение инфляции и замедление роста реальных доходов населения. Мировые компании, ведущие бизнес в России, зафиксировали снижение прибыли из-за снижения потребительских настроений граждан России, а часть из них сообщила о вывозе своего капитала из России.

Нестабильная экономическая обстановка в России начала оказывать негативный эффект на экономики некоторых стран ближнего и дальнего зарубежья, имеющих тесные экономические связи с Россией.

Причины

По заявлению Центрального банка России, снижение цен на нефть и экономические санкции стран Запада в отношении России вызвали ослабление рубля, которое привело к увеличению инфляции. Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подтвердил, что ситуация с ценами на нефть и санкциями вызвали ослабление национальной валюты.

Цены на нефть

Финансовый кризис в России (с 2014)
Структура экспорта товаров из России за август 2012 года. 70 % — энергоносители.

Начиная с 2000-х годов, в экономике России отмечался так называемый «эффект Гронингена» — негативный эффект, оказываемый укреплением национальной валюты (вызванным ростом цен на экспортируемую нефть) на экономическое развитие страны и приводящий к приоритетному развитию сырьевого сектора в ущерб производственному. Активный рост нефтяных цен в этот период (с 25-30 до 100 долларов США за баррель) привёл к усилению зависимости российской экономики от этого фактора и увеличению вклада энергодобывающих отраслей в экономику (40-50 % российского бюджета формировалось за счёт нефтегазовых доходов). Таким образом, увеличивалась зависимость доходов федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры.

После периода колебаний в узком диапазоне около $105 за баррель в период с 2011 по 2013 годы во втором полугодии 2014 года цены на нефть начали снижаться. За период с июля по декабрь 2014 года цены на нефть снизились вдвое, достигнув $56,5 к концу декабря и $45,58 к середине января 2015. Сопоставление с предыдущими кризисами на нефтяном рынке показывает, что падение цен в 2014-2015 годах было более плавное, а глубина падения – сопоставима с предыдущими кризисами.

Падение цен было вызвано превышением предложения над спросом, причиной которого стали: замедление темпа роста спроса на нефть, увеличение добычи нефти и газа на внутреннем рынке США в результате сланцевой революции, отказ стран ОПЕК сокращать добычу. Падение привело к сокращению выручки от экспорта энергоносителей, составляющих около 70 % от объёма экспорта России. Падение цены нефти на каждый $1 за баррель снижает доходы России от экспорта нефти на $3 млрд.

Экономические санкции

США, Евросоюз, Швейцария, Норвегия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония и другие страны ввели экономические санкции в отношении России из-за присоединения Крыма к России, рассматриваемого ими как аннексия, а также обвиняют Россию в развязывании вооружённого конфликта. Санкции заключаются в запрете экономического сотрудничества компаниям стран, которые ввели санкции с различными российскими компаниями, банками и предприятиями ВПК. Также объявлена экономическая блокада Крыма.

27 апреля 2015 года Владимир Путин на заседании Совета законодателей в Санкт-Петербурге заявил, что российская экономика из-за санкций недополучила $160 млрд.

Вследствии введения западных санкций в 2014 году прямые иностранные инвестиции в Россию сократились на 70%, до $19 млрд против $79 млрд в 2013 году. Если в 2013 году по этому показателю Россия занимала третье место в мире, то в 2014-м она не вошла даже в первую десятку стран, благоприятных для иностранных инвестиций. Квартальная динамика инвестиций в основной капитал в течение всего 2014 года и в I квартале 2015 г. была отрицательной, причем по итогам января-марта 2015 г. было зафиксировано максимальное снижение инвестиций – на 6,0% в годовом исчислении. В целом по экономике инвестиции упали по итогам января-мая на 4,8%.

Хронология кризиса

Финансовый кризис в России (с 2014) Финансовый кризис в России (с 2014)
1 доллар США в российских рублях в период с 1 декабря 2013 по 7 июля 2015 1 евро в российских рублях в период с 1 декабря 2013 по 7 июля 2015

2014 год

В первой половине 2014 года в России наблюдалась стагнация. Усугубили ситуацию с рублём начавшееся с июня 2014 года существенное снижение цен на нефть и введение против России экономических санкций. Так, если с 2012 года по июнь 2014 года цена была в районе $100 — $115, то к концу декабря 2014 года она снизилась до $56,5, достигнув минимальных показателей весны 2009 года. Из-за экономических санкций $40 млрд притока западного капитала было недополучено.

На 1 января 2014 года курс доллара США составил 32,66 рублей, а евро — 45,06. С января по март 2014 года рубль ослаб на 14,9 %. 3 марта в ходе торгов доллар США превышал 37 рублей, а евро поднимался выше 51 рубля в отдельные дни месяца. 18 марта были установлены самые высокие курсы иностранных валют: 36,65 рублей за доллар США и 50,94 за евро. Эти показатели обновили максимумы 2009 года, когда в России был экономический кризис. В феврале министр финансов России Антон Силуанов объяснил ослабление рубля снижением темпов роста экономики страны. В марте напряжённость увеличилась из-за нестабильной политической ситуации: Евросоюз и США начали угрожать санкциями против России из-за возможного референдума 16 марта о присоединении Крыма к России, всё же успешно проведённого позже. С конца марта и до июля рубль начал стабилизироваться, достигнув 28 июня максимума с января (33,63 и 45,82 рублей за доллар и евро). Но с июля рубль начал вновь ослабевать, обновив уже в конце августа минимумы марта. На закрытии торгов в пятницу, 12 декабря, курсы доллара и евро составили 58,18 и 72,28 рублей соответственно. В понедельник, 15 декабря, произошёл резкий обвал рубля более чем на 8 % — курсы к закрытию торгов составили 64,45 и 78,87 рублей за доллар и евро. Данное падение стало рекордным с января 1999 года, а СМИ назвали этот день «чёрным понедельником». Некоторые обменные пункты начали закупать пятизначные табло валют на случай, если курс валют перевалит за 100 рублей. На следующий день, во вторник, 16 декабря, последовало ещё более масштабное падение рубля: курс евро и доллара достигали отметки в 100,74 и 80,1 рублей. Во второй половине дня рубль укрепился, и торги завершились с официальным курсом 67,89 и 85,15 рублей за доллар и евро соответственно. Вслед за «чёрным понедельником» появилось название и «чёрный вторник». В «чёрный вторник» отделения банков в ряде регионов значительно завышали курс продажи валюты при относительно низком курсе покупки валюты у населения: доллар продавали более чем за 80 рублей, а евро достигал 150 рублей. В некоторых отделениях наблюдалась нехватка наличных долларов и евро, а некоторые банки ограничивали снятие долларов и евро в банкоматах. После резкого обвала рубль частично восстановил свои позиции, завершив год курсами 56,24 и 68,37 рублей за доллар и евро.

2015 год

В 2015 год экономика России вступила с теми же проблемами: низкие цены на нефть и сохранение экономических санкций. В первой половине января 2015 года наблюдалось снижение цен на нефть с $56,5 до $45, но затем последовал рост цен и их стабилизация на уровне $60-65 к июлю. В июле цены на нефть вновь пошли вниз, достигнув 7 июля $56.

Курсы доллара и евро на фоне низких цен на нефть достигли максимума к концу января, составив 69,66 и 78,79 рублей соответственно, и затем начали снижаться из-за повышения цен на нефть, стабилизировавшись в апреле-мае на уровне 49-52 и 54-58 рублей. Самое минимальное значение доллар показал 20 мая — 49,18 рублей, а евро — 16 апреля — 53,66 рублей. Начиная с конца мая курсы доллара и евро начали расти вновь, достигнув 8 июля 57,22 и 63,04 рубля соответственно.

Действия правительства и Центробанка РФ

Поддержание курса рубля

Финансовый кризис в России (с 2014)
Динамика золотовалютных резервов РФ

Правительство России в течение 2014—2015 годов принимало меры по стабилизации экономической обстановки. Центральный банк России в 2014 году поднимал 6 раз ключевую ставку: если в начале года она составляла 5,5 %, то после последнего повышения 16 декабря 2014 года — 17 %. Затем, в 2015 году наступила некоторая экономическая стабилизация, и Центробанк в течение года 4 раза снижал ключевую ставку, которая после последнего снижения 15 июня составляет 11,5 %. Помимо этого, Центробанк проводил валютные интервенции для поддержания курса рубля, потратив на них $76,13 млрд и 5,41 млрд евро в 2014 году, $2,32 млрд в январе 2015 года и $690 млн 2 февраля, прекратив затем продавать валюту и начав покупать её с 13 мая до $200 млн в день для пополнения резервов. Золотовалютные резервы Центробанка за 2014 год сократились на четверть — с $509,6 до $385,5 млрд), а за январь-май 2015 года до $358,5 млрд.

4 декабря 2014 года, выступая с посланием к Федеральному собранию, президент Владимир Путин связал ослабление курса рубля с сокращением валютных поступлений, одновременно указав Правительству и Центробанку предпринять «жёсткие скоординированные действия, чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты». 20 декабря 2014 года Владимир Путин встретился с крупнейшими представителями российского бизнеса, руководителями крупных российских фирм-экспортёров и рекомендовал им помочь государству в поддержании рубля путём продажи излишков иностранной валюты на внутреннем рынке России. 23 декабря Правительство России опубликовало директиву о лимите валютных активов пяти компаний-экспортёров, предписывающую снизить запасы валюты и не увеличивать их впредь выше установленного уровня. Эти компании-экспортёры в ближайшие два месяца будут продавать примерно $1 млрд в день по согласованию с Центробанком.

Поддержка компаний и банков

В результате введения санкций крупные российские компании оказались отрезаны от западных долговых рынков, что существенно ограничило их возможности по привлечению рефинансирования. Возникла угроза невыплаты долгов, компании начали обращаться к государству за помощью. Однако средства Центрального банка России, резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) составляли $450 млрд, при этом внешний долг российских компаний оценивался в $630 млрд (на октябрь 2014).

«Роснано», занимающаяся развитием нанотехнологий, просила выделить ей 100 млрд рублей на инновационные проекты в сфере высоких технологий, но получила отказ от минэкономразвития. 30 декабря 2014 компания получила государственные гарантии на 18 млрд рублей для обеспечения обязательств по кредиту Сбербанка. Крупнейшая в мире компания по добыче нефти «Роснефть» первоначально просила 2 трлн рублей, но получила отказ от правительства из-за отсутствия конкретных целей, на что будут выделены средства, и из-за невозможности выделения таких больших средств. С декабря 2014 года минэкономразвития рассматривает выделение «Роснефти» 200—250 млрд рублей на четыре проекта, однако денежные средства в ФНБ на выделение в данный момент отсутствуют. 150 млрд рублей выделено дочерней компании «Новатэка» — «Ямал СПГ» для строительства завода по сжижению природного газа на Ямале. 31 декабря 2014 года правительство России увеличило уставный капитал РЖД на 50 млрд рублей, а также увеличит ещё на 100 млрд в 2015—2016 годах. Эти средства пойдут на модернизацию железных дорог — БАМа и Транссиба. В августе 2014 года транспортная компания «Аэроэкспресс» попросила 25 млрд рублей на закупку двухэтажных поездов и строительство новых терминалов, но ответ так и не получила, из-за чего у компании возникли проблемы с финансированием. Кроме этого, в 2015 году правительство планирует лишить «Аэроэкспресс» инфраструктурных льгот.

В декабре 2014 года Владимиром Путиным были подписаны законы, предусматривающие право правительства выделить до 1 трлн рублей через облигации федерального займа в Агентство по страхованию вкладов для докапитализации банков и право выделять до 10 % средств из ФНБ банкам, обладающим капиталом свыше 100 млрд рублей. В число таких банков входят Сбербанк, ВТБ и «Газпромбанк», ранее просившие средства из ФНБ, а также «Россельхозбанк», «Альфа-банк», «ВТБ 24», «Банк Москвы», «Юникредит банк» и «Росбанк». Также, в декабре 2014 года Центробанк объявил о принятии мер по санации банка «Траст», не сумевшего собственными силами справиться с оттоком вкладчиков, предъявивших требования на общую сумму около 3 млрд рублей. В рамках плана санации Агентство по страхованию вкладов предоставит «Трасту» финансовую помощь в размере до 30 млрд рублей на поддержание ликвидности. Банк «Траст» занимает 32-е место в России по совокупной стоимости активов и входит в первые 15 банков страны по объёму привлечения средств физических лиц.

11 декабря 2014 года компания «Роснефть» провела масштабное по срокам и объёму размещение своих рублёвых облигаций, получив в своё распоряжение 625 млрд рублей, при этом покупатели облигаций неизвестны. 12 декабря Центробанк России включил выпущенные днём ранее облигации «Роснефти» в ломбардный список

Центробанк в качестве первоочередной меры смягчил условия резервирования для банков, реструктурирующих валютные ипотеки, а Госдума взяла 30-дневный тайм-аут на выработку пакета мер помощи заёмщикам, попавшим в трудное положение в результате резкого изменения курса.

Последствия

Валютный кризис привёл к увеличению инфляции, а следовательно, к снижению реальных располагаемых доходов населения и потребительского спроса. В докладе Всемирного банка подчёркивается, что в результате мер по ужесточению денежно-кредитной политики из-за ослабления рубля повысилась стоимость кредитования, что привело к дальнейшему снижению внутреннего спроса. Аналитический центр при Правительстве РФ также считает, что появление финансово-экономического кризиса стало из-за девальвации рубля.

Валютный кризис, начавшийся в России в 2014 году, распространился на соседние страны СНГ. Падение российского рубля, рецессия в России, усиление доллара США и снижение цен на сырьевые товары негативно повлияли на весь регион СНГ с негативными последствиями для стран восточной части Европейского Союза, которые встретились с серьезными экономическими, социальными и политическими проблемами в виде ослабления местных валют, усиливающейся инфляции, уменьшением доходов от экспорта и трудовых денежных переводов, оттока чистого капитала и стагнацией, или падением ВВП.