В маркетинге, эффект обманки (или эффект асимметричного доминирование) - это феномен, когда потребители имеют склонность к специфической изменения в выборе между двумя вариантами, когда им предоставляется третий вариант, который асимметрично доминируется.

Вариант считается асимметрично доминируется, когда он хуже один из вариантов во всех аспектах, но по сравнению с другим вариантом, он хуже в некоторых аспектах, а в некоторых - лучше. Иными словами, в части специфических атрибутов, которые определяют преимущество, он полностью доминируется (то есть, есть хуже) один вариант и частично доминируется вторым вариантом. Когда в выборе присутствует асимметрично доминантные вариант, больший процент потребителей выберет доминантный вариант, чем когда асимметрично доминантные вариант отсутствует. Таким образом, асимметрично доминантные вариант обманкой, которая используется для увеличения выбора доминантного варианта. Эффект обманки также примером нарушения аксиомы независимости несвязанных альтернатив теории решений.

Пример

Есть набор выбора для MP3-плееров, в котором потребители, как правило, видят большую память (количество GB) и низкую цену как положительные атрибуты. Некоторые потребители хотят плеер, куда поместится больше песен, некоторые - тот, что стоит меньше. В наборе выбора № 1, доступны два плееры:

Набор выбора № 1
A B
Цена $ 400 $ 300
память 30GB 20GB

Некоторые покупатели выберут плеер A за большую память, некоторые выберут плеер B по его меньшую цену.

А теперь на рынок выводится новый плеер C, который дороже A и B, и имеет больше памяти чем B, но меньше чем A:

Набор выбора № 2
A B C
Цена $ 400 $ 300 $ 450
память 30GB 20GB 25GB

Добавление плеера C - либо потребители теоретически должны избегать, поскольку есть возможность оплатить меньше денег за большую память, приводит к тому, что плеер A, доминантный вариант, начинают выбирать больше, чем когда были только два варианта в Наборе выбора № 1; плеер C влияет на предпочтения потребителей действуя как базис для сравнения плееров A и B. Поскольку плеер A лучше плеер C в обоих аспектах, а плеер B частично лучше плеер C, теперь больше потребителей выберут плеер A. Итак плеер C - обманка, целью которой является увеличение продаж плеера A.

В обратном примере, вместо плеера C на рынок выводится плеер D, который имеет меньше памяти чем плееры A и B, дороже плеер B, но не дороже плеер A:

Набор выбора № 3
A B D
Цена $ 400 $ 300 $ 350
память 30GB 20GB 15GB

Результат будет похожим: потребители не выберут плеер D, поскольку он не лучше плеер B в одном аспекте, однако где плеер C увеличивал преимущество плеера A, плеер D имеет обратный эффект и увеличивает преимущество плеера B.