Денежная форма защитыПрямая социальная защита принимает разнообразные формы. Их различия определяются групповыми, внутригрупповыми и индивидуальными характеристиками нуждающихся. Многое зависит от их материального положения, состояния здоровья, семейных обстоятельств, степени нетрудоспособности и пр.

Главной формой прямой социальной защиты является денежная. Предоставление денежных пособий экономически беспомощным слоям, обусловливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования.

Уже в начале переходного периода отмечаются некоторые шаги по улучшению прямой социальной защиты населения. Они затрагивают, прежде всего, порядок выплаты социальных пособий и их величину. В частности, в 1985—1990 годы происходит увеличение основных видов трудовой пенсии, денежных выплат многодетным семьям и др.

Наиболее очевидная попытка принципиального усовершенствования прежней системы социального обеспечения касалась его важнейшего компонента — пенсионного страхования. В 1990 году был принят новый Закон СССР о государственных пенсиях. Позднее аналогичный закон был принят и в Российской Федерации.

Закон преследовал одновременно несколько целей:

— обеспечение минимальных источников существования, минимального уровня дохода всем нуждающимся. Для реализации этой цели закон, в частности, предусматривал унификацию пенсионных пособий для городских работников, колхозников и совхозников, введение нового вида пенсий — так называемой «социальной» — для тех, кто не имеет права на обычную из-за отсутствия достаточного количества отработанных на производстве лет, и др.;

— более тесное увязывание пенсионных выплат с предыдущей трудовой деятельностью, повышение материальной заинтересованности в более эффективном и, следовательно, более высокооплачиваемом труде. Для реализации этой цели предусматривалось увеличение пенсии в связи с «выслугой лет», добавляя к ней 1% получаемой заработной платы за каждый год занятости сверх ее минимальной продолжительности, дающей право на полную пенсию. Кроме этого, согласно закону, разница между минимальной и максимальной пенсией возрастала с 2,5 до 5,2 раз. Величина пенсии по старости определялась на основании заработной платы не последних 12 месяцев работы как раньше, а наилучших заработков пяти лет непрерывной работы из предыдущих 15 лет. Наконец, закон допускал возможность оплачиваемого труда пенсионеров без соответствующего уменьшения величины их пенсий;

— улучшение возможности финансирования пенсионного обеспечения. Для реализации этой цели предусматривался переход на принципы финансирования, соответствующие мировым стандартам социального страхования. Отныне основная тяжесть финансирования падала на предприятия (страховой взнос —26 % от фонда оплаты рабочей силы) и на самих застрахованных (1% величины заработков).

Аналогичный Закон Российской Федерации содержал две модификации: более благоприятные условия для определения величины пенсии по старости; уменьшение разрыва между величиной минимальной и максимальной пенсиями с 5,2 до 3 раз.

Пенсии являются важнейшим, но далеко не единственным видом денежной защиты населения.

Некоторое представление об основных категориях пособий, выплачиваемых по российской системе социального обеспечения. Из нее видно, что выплаты по социальному обеспечению подразделяются на три большие группы. Каждая из них отличается своими объектами и источниками финансирования.

Трудовые пенсии. Основную часть их объектов составляют работавшие на производстве и ушедшие на пенсию по возрасту, инвалидности и др. Их общая черта — обладание достаточным по законодательству трудовым стажем. Источник финансирования — расходы Пенсионного фонда, образуемые страховыми взносами предприятий и застрахованных.

Социальные пенсии. Основную часть их объектов составляют инвалиды, дети, потерявшие родителей, и пожилые, не имеющие (достаточного) трудового стажа и, соответственно, права на трудовую пенсию. Источник финансирования — Республиканский бюджет, образуемый посредством главным образом налогообложения населения, предприятий и других государственных доходов.

Пособия семьям с детьми. Объектами таких пособий являются семьи, имеющие или собирающиеся иметь детей. Взрослые члены таких семей могут участвовать в общественном производстве. Источник финансирования — Фонд социального страхования.

В каждой группе объекты дифференцируются по дополнительным индивидуальным характеристикам. Так, в первой существенное значение приобретают стаж работы (выслуга лет), состояние здоровья пенсионера — инвалидность и ее степень, участие в Великой Отечественной войне и т. п. Во второй группе — характер нетрудоспособности, в частности инвалидности, отсутствие любой или полной семьи у ребенка и т. п.

В третьей выплата пособий определяется в зависимости от возраста ребенка, степени его самостоятельности, этапа развития в пределах от беременности матери и рождения ребенка до его совершеннолетия. При градации пособий учитывается и степень трудоспособности матери — минимальная или нулевая при беременности и максимальная по достижении ребенком совершеннолетия.

При оценке приведенных данных по 25 пособиям необходимо отметить, что их список является неполным. Например, в состав получателей, наряду с отмеченными, входят учащиеся и те, кто стал инвалидом во время срочной службы в армии и др. Кроме того, некоторые новые явления в общественной жизни страны, упоминавшиеся во второй главе, отмечены появлением ранее практически неизвестных видов социальных выплат. К ним прежде всего относятся единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам, а также пособия по безработице.

Существенное значение приобретает величина пособий. В первой и второй группах она имеет одинаковую базу. Ее составляет минимальный размер пенсии по старости. Однако, если главное пособие по трудовым пенсиям (по старости) выплачивается по меньшей мере в объеме полной величины минимальной пенсии, то главное пособие по социальным пенсиям (не имеющих трудового стажа пожилых) — на треть меньше. И величина некоторых других пособий обеих групп соотносится подобным же образом. В третьей группе базу выплат составляет минимальный размер оплаты труда. Во всех группах база представляет собой лишь ориентир. Она дополняется или уменьшается в зависимости от индивидуальных обстоятельств, усугубляющих или облегчающих условия существования объектов социального обеспечения.

Таким образом, в подавляющем большинстве случаев величина социальных пособий ориентируется либо на минимальную пенсию по старости, либо на минимальную оплату труда. Однако на практике обе близки друг другу или совпадают. На начало 1994 года они равнялись 14 620 руб.

Подобное совпадение представляется не случайным. В Федеральном Законе РФ «О порядке индексации и перерасчета пенсий», принятом в мае 1994 года, говорилось, например, что «минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда». Тем самым размер той и другой законодательно приравнивался.

Величина социальных пособий устанавливается отнюдь не произвольно, но в соответствии с объективными критериями. Как правило, для определения такой величины и ее последующего корректирования применяется показатель прожиточного минимума и его динамика. В Указе Президента РФ от марта 1993 г. «О неотложных мерах по стабилизации уровня жизни населения РФ» указывалось на необходимость «использовать прожиточный минимум в качестве социального норматива для обоснования поэтапного повышения минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и оказания социальной помощи малообеспеченным».

Фактически прожиточный минимум является набором благ и услуг в стоимостном выражении. Их потребление служит непременным условием нормальной жизнедеятельности человека.

Ныне применяемая методика определения прожиточного минимума утверждена Министерством труда РФ в 1992 году. В ее основе — смешанный нормативно-статистический подход. В подсчетах конкретной величины прожиточного минимума активно участвуют как ведомственные учреждения (например, Всероссийский центр уровня жизни при Министерстве труда), так и вневедомственные научные организации (например, Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии наук), что увеличивает ее достоверность.

В российской практике социальной защиты населения выделяются два типа прожиточного минимума:

— так называемый жизненный, рассчитанный на главные, преимущественно физиологические потребности, без удовлетворения которых вообще невозможно сносно существовать. Предусматриваемый им набор продовольствия ограничен некоторыми важнейшими продуктами питания. Обеспечение жизненного минимума призвано гарантировать условия для элементарного человеческого существования. За нижней чертой жизненного минимума начинается откровенная нищета (Нижний порог бедности) и борьба за примитивное выживание;

— так называемый социальный, рассчитанный на удовлетворение несколько более широкого по сравнению с предусмотренным жизненным минимумом набора потребностей в области продовольствия, промышленных товаров и услуг. В 1993 г. стоимость социального прожиточного минимума составляла 236% от стоимости жизненного. Обеспечение социального минимума призвано гарантировать условия не только для выживания — несколько более высокого уровня человеческого существования, но также и для активной жизнедеятельности. За нижней чертой социального минимума начинается собственно бедность (ее верхний порог) и борьба за сохранение достойного для данного общества и данной социальной группы образа жизни, для поддержания трудоспособности и возможности участвовать в общественном производстве.

Развитые типы прожиточного минимума предусматривают его различные варианты, дифференцируемые по отдельным объектам. В России, в частности, разрабатывается минимум отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров, детей младшего и среднего возраста.

Например, в 1992 году прожиточный минимум населения (в расчете на душу населения) равнялся 1,9 тыс. руб. (100). При этом по трудоспособному населению — 2,1 тыс. (111), пенсионерам — 1,3 тыс. (68), детям — 1,9 тыс. (100). В 1994 году общий прожиточный минимум составлял 86,6 тыс. руб. При этом по трудоспособному населению — 97,4 тыс. (113), пенсионерам — 61,0 тыс. (70), детям — 87,4 тыс. (101). Вместе с тем существует значительный разброс по социально-демографическим группам не только в общей величине, но и в отдельных составляющих прожиточного минимума (питание, непродовольственные товары, услуги).

Наконец, расчеты Всероссийского центра уровня жизни, по материалам начала 1994 года, показывают существенные различия между регионами страны по величине прожиточного минимума. Если величину прожиточного минимума по России (53,9 тыс. руб.) принять за 100,0, то в Дальневосточном районе она равнялась 169 (91,1 тыс. руб.), в Северном— 124,4 (67,1 тыс. руб.), в Восточно-Сибирском— 122,4 (66,1 тыс. руб.) и в Северо-Западном — 101,1 (54,5 тыс. руб.); напротив, в Поволжском районе — 71,5 (38,5 тыс. руб.), в Центрально-Черноземном — 76,2 (41,1 тыс. руб.) и в Волго-Вятском — 89,2 (48,1 тыс. руб.).

Из приведенных расчетов следуют и практические выводы. Высокому региональному уровню прожиточного минимума должен соответствовать высокий региональный уровень социальных выплат (и оплаты труда). И наоборот. Разнообразие вариантов прожиточного минимума позволяет более дифференцированно подходить к определению потребления различных социально-демографических групп населения, точнее и тоньше регулировать минимальные размеры социальных выплат и оплаты труда, гарантированные государством в различных регионах страны.

В России для определения абсолютной величины прожиточного минимума обычно используется метод потребительской корзины. Она формируется посредством установления государственными ведомствами на основе научных разработок минимальных норм потребления. Без их соблюдения осуществление нормальной жизнедеятельности человека крайне затруднено, если вообще возможно.

При определении минимальной потребительской корзины решающее значение имеют:

— состав потребительской корзины (доля ее продовольственной части составляет примерно 68,3%, непродовольственной— 19,1%, услуг — 7,4%, налогов и платежей — 5,2%);

— нормы потребления, закладываемые в потребительскую корзину. В их основе — рекомендации, разрабатываемые научными учреждениями (прежде всего по продовольствию — Институтом питания). Это не значит, однако, что нормы точно соответствуют рекомендациям. На практике величина нормы определяется государственными ведомствами, учитывающими, наряду с научными рекомендациями, экономические, социальные и политические обстоятельства.

Некоторое представление об используемых нормах могут дать следующие данные по продовольственной корзине, то есть набору продуктов питания. В нее включаются около 40 наименований продовольственных продуктов. Предполагается, что этот набор обеспечивает удовлетворение потребности в основных пищевых веществах и энергии по всем группам населения при минимальной стоимости продовольственной корзины. Например, в 1994 году для мужчины в трудоспособном возрасте набор предусматривал 2 700 ккал. в сутки. В среднем на душу населения предполагалось ежегодное потребление 130,8 кг хлебопродуктов, 124,2 кг картофеля, 94 кг овощей, 19,4 кг фруктов и ягод, 26,6 кг мясопродуктов, 11,7 рыбопродуктов, 212,4 кг молокопродуктов и т. д. И по составу потребительской (в том числе продовольственной) корзины, и по закладываемым в нее нормам потребления Россия отстает не только от наиболее передовых стран Запада, но и от некоторых других постсоциалистических стран.

В 1995 году Государственная Дума приняла Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В нем это понятие определялось как показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Величина прожиточного минимума устанавливалась в размере 40% от среднедушевого денежного дохода, складывающегося в целом по стране и в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Будучи важнейшим нормативом для определения величины социальных выплат и минимальной оплаты труда, прожиточный минимум призван стать основным инструментом прямой социальной защиты населения. Но при этом нужно иметь в виду, что нет и не может быть полного совпадения между прожиточным минимумом и минимальными выплатами, тем более абсолютно у всех их получателей. Прожиточный минимум это только ориентир, а не обязательный для полного и неукоснительного выполнения норматив. Естественно, чем богаче общество, чем эффективнее и стабильнее его экономика, тем больше возможностей для сокращения разрывов между социальными пособиями и прожиточным минимумом.