Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя. Суть этого понятия заключается в том, что работающие над конкретной проблемой лица, лучше понимают ситуацию, чем руководитель. И, соответственно им проще найти выход и решить имеющуюся проблему.

Существует две концепции делегирования полномочий: классическая, при которой полномочия передаются от высших к низшим уровням организации и концепция; и та, при которой подчинённый не принимает полномочий от руководителя и передачи полномочий не происходит.

Делегирование полномочий преследует следующие основные цели:

  • освобождение времени руководства для решения более важных задач;
  • повышение мотивации персонала;
  • повышение доверия в рабочем коллективе;
  • проверка сотрудников на исполнительность.

Принципы

Делегирование полномочий включает:

  • передачи полномочий (предоставление подчиненному ограниченного права принимать решения, использовать ресурсы и направлять усилия подчиненных на выполнение поставленных задач);
  • принятие ответственности (принятие подчиненным обязательств выполнять поставленные задачи и обеспечивать их удовлетворительное решение)
  • подотчетность (это требование к подчиненному, который, используя свои полномочия, должен осознавать последствия своих действий и сообщать о них своему непосредственному начальнику).

Другие организационные задачи

Делегирование - это регулярная управленческая практика. Кроме своей непосредственной функции - распределение между подчиненными задач и полномочий для их решения - делегирование служит и другим организационным задачам:

  1. Позволяет руководителю заниматься задачами более высокого уровня, а главное успевать больше.
  2. Обнаруживает потенциал работников, раскрывает их способности, квалификацию.
  3. Помогает создать синергию.
  4. Создает дополнительную мотивацию, причастность каждого к общему делу.
  5. Удерживает работников в компании.
  6. Определенную работу подчиненный, специалист способен сделать лучше, чем руководитель.

Типы

Полномочия, передаютья пидлелим, бывают трех типов:

  • линейные;
  • штабные;
  • функциональны.